Сепаратизм это бич XX века и он не смог миновать постсоветское пространство. Однако постсоветский сепаратизм имеет свою специфику и мы попробуем в этом разобраться, и так:

После обретения независимости 4 новые страны столкнулись с этим явлением и уже в 2014 году беда пришла в Украину. Если начинать близко рассматривать и анализировать, то мы замечаем некую схематичность во всех четырех случаях и я попытаюсь показать составные части этих схем:

1) Во всех случаях сепаратистские режимы полностью поддерживаются и опираются на Россию.

2) Во всех случаях сепаратизм — следствие независимой политики новых властей Азербайджана, Грузии, Молдовы и Украины, осуществления новой, не совпадающей с установками Москвы политики.

3) Во всех случаях наказание за это “материализуется” в виде потери части  территорий “строптивых” стран.

4) Во всех случаях сепаратисты имеют границу или тылы опять же с Россией:

Абхазия с Кабардино-Балкарией, Южная Осетия с автономной республикой Северная Осетия, Нагорный Карабах имеющий 7 оккупированных районов, целиком и полностью поддерживаемых Россией. Армения и Приднестровье не только поддерживается, но и охраняется российскими силами в лице воинского контингента.

В трех случаях население “мятежных” регионов Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья обеспечивается паспортами РФ, Нагорного Карабаха — паспортами Армении, ну и совсем недавно Россия начала выдавать паспорта жителям ЛНР/ДНР.

Россия, полностью поддерживая материально и морально эти образования, одновременно является выходом во внешний мир их режимов.

Соответственно, так называемые “элиты” сепаратистов полностью контролируются и  естественно подотчетны Москве. Наблюдения показывают, что все так называемые президентские “выборы” в этих образованиях, назначение ключевых министров — это также прерогатива Москвы,  а  так называемые Министры обороны всегда российские офицеры для облегчения оперативного управления российскими силами под вывеской миротворцев.

Но почему именно эти страны были выбраны Москвой для “публичной порки”?

Итак, Молдова:

Как только страна обрела независимость, власти заявили о приоритетах скорейшего воссоединения с Румынией, так как до 1940 года Молдавия была провинцией Румынии и по сути румыны и молдаване один народ.

Грузия в лице своего первого постсоветского президента заявили о евроинтеграции и начала немедленно осуществлять мероприятия в этом направлении.

Азербайджан — потому что, во-первых, является богатой нефтью страной. Во-вторых, этнически и религиозно повязан с Ираном (в Иране проживает не менее 25 миллионов этнических азербайджанцев, там три провинции почти полностью населенные азербайджанцами. Это — Ардебил, Западный Азербайджан, Восточный Азербайджан. Верховный лидер Ирана А. Хаменеи и многие ведущие политики, армейские генералы, предприниматели — являются этническими азербайджанцами  и весьма немаловажный фактор из всех мусульманских стран только Иран и Азербайджан являются мусульманами шиитами).

В-третьих, северный Иран для всех азербайджанцев является южной частью их разделенной по реке Аракс Родины и называется Южным Азербайджаном). Азербайджан этнически опять же имеет родственное население в Турции.

Ну, а про Армению можно сказать, что армяне имеют в США и Франции очень мощные и влиятельные диаспоры и расселены по всему миру. Однако имеют привычку при ослаблении стран проживания получать с этого преференции, например, когда Османская империя ослабла, армянское население империи вело себя весьма мятежно против центральной власти и в течении конца XIX начала XX века поднимало мятежи и даже снабженные российским оружием развернуло партизанскую войну в тылу турецких войск на кавказском театре военных действий. За что их переселили, согласно мировой практики того времени, но не достигнув поставленных целей, позже свое поражение объявили “геноцидом армян”

Свежий пример Украина, является для России страной с мощным политическим и экономическим потенциалом и ее ну никак нельзя было отпускать в свободное плавание.

А все это произошло по причине того, что тогдашняя постсоветская элита России рассматривала образование 15 новых государств на просторах бывшего СССР временным явлением и собиралась восстанавливать СССР при первой же возможности и, чтобы как минимум, иметь максимальное влияние в наименее лояльных странах посредством конфликтов, и как максимум, отделить эти новые страны от НАТО. Но, как говориться, что-то пошло не так, а именно катастрофические экономические последствия после развала СССР отодвинули, а впоследствии сделали невозможным воскрешение СССР под новым брендом. Вот тогда и возникло путинское выражение “Развал СССР — это величайшая геополитическая катастрофа XX века”. Первые годы XXI века Россия осмысливала случившееся, а потом перешла к действию – “08.08.08” в Грузии с признанием “независимости” Абхазии и Южной Осетии. Потом в 2014 году аннексия Крыма и создание ДНР/ЛНР.

Когда Россия вторглась в Грузию, Запад как то “несерьезно” на это отреагировал, а когда во время политического кризиса в Украине в Крыму появились зеленые человечки, под дулом  автоматов которых был проведен “молниеносный” референдум, а для отвлечения внимания от Крыма начался сепаратизм в Донбассе, Запад понял с кем имеет дело. Отстранение России от мировой “восьмерки” изолирование России от Запада, политические и экономические санкции, война в Сирии, непомерные военные расходы на войну в Донбассе, расходы по Крыму существенно замедляют какой-либо экономический рост и ограничивают возможности России дальше поддерживать сепаратистов всех мастей. На этом фоне мы видим проблески урегулирования Приднестровского конфликта в Молдове, смирение с выбором Украиной представителей “новой политической волны” в лице В. Зелинского и “о времена, о нравы” даже договоренности по обмену пленными между Украиной и Россией!!!

Мамед Мамедов