Для Украины водка – традиционный напиток, тем не менее, далеко не все знают, кто впервые придумал водку в том формате, в котором она нам знакома.

Производство спиртных напитков всегда было прибыльным делом. А в настоящее время, когда не существует монополии государства на эту индустрию и “сухой закон” ушел в небытие, такой бизнес способен приносить стабильный доход.

История появления

Существует очень популярная версия, согласно которой изобретателем водки считается Д. Менделеев. Однако это не совсем так. Напиток существовал задолго до рождения химика. Менделеев написал труд «О соединении спирта с водой», но его целью не было определение оптимальной крепости напитка. К слову, сам ученый водку не пил, больше предпочитал сухое вино.

Оптимальный «градус» был определен еще до Менделеева британским химиком Дж. Гильпином. Согласно его исследованиям, водка, в идеале, должна содержать 38% спирта. Менделеев лишь повторил утверждение своего британского коллеги.

Несмотря на это, стандартом производителей в странах СНГ до сих пор остается водка крепостью в 40 градусов. Такая концентрация позволяет упростить расчёт налога на алкоголь.

На европейском континенте спирт впервые удалось добыть итальянскому монаху Валентиусу, который не пытался разбавлять его водой для питья. Получается, что истории до сих пор не известно, кто же первым придумал водку. Скорее всего, она была изобретена в какой-нибудь деревне неизвестным экспериментатором.

Интересные факты технологии производства

Сосчитать, сколько различных видов водки сегодня производится, не сможет, пожалуй, никто. Но, несмотря на все разнообразие вкусов, в состав любой водки, как правило, входит всего три основных компонента: спирт, вода и добавки, а технология производства едина для большинства марок.

Стандарт допускает использовать для приготовления водки пять видов спирта-ректификата:

Супер, Альфа, Люкс, Экстра, Высшей очистки.

Первые три сорта спирта производятся исключительно из зерна, а последние два могут производиться как из зерна, так и из картофеля, свекловичного сахара или патоки. Для водки класса «премиум» используют только спирты «Супер» и «Альфа».

Ректифицированный спирт получают путем многократной перегонки первичного спирта, полученного путем брожения. В процессе ректификации из спирта удаляются сивушные масла, альдегиды и другие примеси, негативно влияющие на организм и вкус напитка. Большинство ликероводочных заводов не производят спирт самостоятельно, а закупают его.

В качестве добавок при производстве водки используют ароматные спирты. Ароматный спирт получают путем настоя обыкновенного ректифицированного спирта на ароматных компонентах. Чаще всего используют кедровые орешки, травы, жгучий перец. Для классической водки спирт настаивают на ржаном хлебе или сухариках.

Приготовление смеси спирта и воды называется сортировкой. Процесс смешивания происходит в закрытых чанах, при этом выделяется большое количество тепла.

После смешивания водку подвергают очистке. Этот этап — секрет любого производителя, так как степень очистки во многом определяет вкус будущей водки.

Суть подготовки — в фильтрации. На производстве установлены самые разные фильтры: из кварцевого песка, механический, угольный, установка обратного осмоса (его мембрана очень мелкая и пропускает только молекулы воды), умягчительный (забирает соли). Сегодня для производства водки здесь используют природную родниковую воду, подвергая ее минимальной очистке для избавления от механических примесей. Для улучшения вкуса воды солевой состав балансируют и пропускают через фильтр с шунгитом.

Окончательный состав водки формируется в доводных чанах. При необходимости корректируется соотношение спирта и воды и происходит добавление ароматных спиртов или других вкусовых добавок, если это предусмотрено рецептурой.

Последним этапом становится контрольное фильтрование. Готовая водка поступает на линию розлива.

Важную роль в хранении этого сырья играет температура. Ведь при нагревании спирта меняется его объем, потому даже десятая доля градуса играет роль. Поэтому тут продумано специальное круговое охлаждение: в теплое время ледяная вода стекает по стенкам баков, а потом собирается и используется снова. Это последняя стадия производства водки перед разливом. Согласно действующим стандартам, еще двое суток продолжается ассимиляция. Но многие специалисты считают этот срок недостаточным. Лучше всего, если «отдых» продлится дней семь. Только на протяжении этого времени все компоненты достигают максимального взаимодействия и превращаются в мягкую и чистую водку.

Искусство потребления

Традиционно водку употребляют сильно охлажденной. Однако не стоит класть водку в морозилку. Если у вас камера глубокой заморозки с температурой ниже -24 °С, вода довольно быстро начнет кристаллизоваться и вы получите более крепкий напиток, который может подействовать на организм непредсказуемо. Кстати, чем качественнее водка, тем при более низкой температуре она замерзает. При -35−40 °С водка замерзнет полностью. А вот если бутылка полностью замерзла при более высокой температуре значит, ней есть примеси. В любом случае водка, напоминающая больше жидкий азот, чем алкогольный напиток, не подойдет для дегустации: вы не сможете различать ароматы.

Помимо употребления в чистом виде, из водки готовят коктейли. Пропустим Водку-редбул и Отвертку, в которых сложно проявить себя как бармена, хотя, возможно, их и готовят чаще всего в мире. Классикой водочных коктейлей считаются Кровавая Мэри (Bloody Mary), Cosmopolitan, Dirty Martini и Moscow Mule, причем последний из списка — пожалуй, наименее алкогольный и калорийный. Кстати, эти коктейли — показатель мастерства барменов заведения.

Украинские производители, торговые марки и бренды

Одна из самых популярных компаний по производству и распространению водки в Украине стала «УДК», которой принадлежат также такие марки как «Хортица», «Шустов», «Ореанда» и т.д.

«Хортица» (укр. Хортиця) — ликёро-водочный завод, расположенный в Запорожской области Украины. Назван в честь острова Хортица. Производит различные напитки, включая водку под маркой «Хортиця», ликёро-водочные изделия и слабоалкогольные напитки. Входит в состав Global Spirits. Бренд «Хортиця» продаётся в 87 странах мира.

ЛВЗ «Хортиця» – ведущее предприятие по производству ликероводочных изделий. Открытие ЛВЗ «Хортица» стало событием в ликеро-водочной отрасли. Первая продукция с конвейера предприятия вышла в декабре 2003 года.

Производственные мощности ЛВЗ «Хортица» позволяют кожных секунду выпускать 16 бутылок водки. Средняя скорость конвейера – 30 м / мин. ЛВЗ «Хортица» обладает более чем сотней разных рецептур для производства алкогольных напитков. Общий объем спиртохранилища завода составляет 1000 м3, 100000 дал, или 1000000 литров!

Британское издание Drinks International поставило водочный бренд «Хортиця» в первую тройку мировых водок по объёмам продаж. Эти данные подтвердили эксперты исследовательского агентства International Wine and Spirits Research в рейтинге 100 крупнейших глобальных алкогольных брендов.

Благодаря использованию хлебного зерна, а также многоуровневой очистке и сниженному уровню альдегидов, эфиров и сивушных масел, которые придают резкий неприятный вкус и запах, спирт «Пшеничная слеза» имеет самые лучшие вкусовые характеристики. Спирт «Пшеничная слеза» характеризуется идеальной чистотой, округленностью в аромате и мягким шелковистым вкусом. Поэтому водка на основе этого спирта самая приятная в употреблении.

Компании «УДК» принадлежат такие водочные бренды как «Хортица», «Мороша», «Первак», «United Stars», «Медовуха», «Гетьман», «Народная марка» и т.д.

Достаточно известной компанией в Украине стала ООО «Баядера-логистик».

Новый завод, открытый в 2005 году в с. Степанки, Черкасской области. Основная часть инвестиций при постройке завода была направлена на приобретение современного оборудования, отвечающего мировым стандартам качества. Прежде, чем построить завод, было прорублено 9 скважин по всей Черкасской области, на месте, где была найдена наилучшая вода, и был построен завод «НВК». Общая площадь завода – 8,9 га. На заводе есть собственное спиртохранилище объемом 100 тыс. декалитров, а также автомобильный подъезд. На «НВК» производятся бренды, которые стали оригинальными для украинского ликероводочного рынка. Вопрос с фальсификатом «АТ» решила, установив на заводе, сильнейший в Европе лазерный маркировщик производства Imaje. На «НВК» работают одни из мощнейших линий розлива в Украине, что позволяет выпускать большие объемы качественной и защищенной продукции.

«ООО «Баядера Логистик» – одно из самых крупных предприятий в Украине, специализирующееся на оптовой продаже ликероводочных изделий. Вследствие динамичного развития и укрепления были сформированы три направления деятельности ООО «Баядеры Логистик».

«Алкогольные Традиции» (АТ) – компания была сформирована в 2003 году, после начала формирования портфеля собственных брендов компанией ООО «Баядера Логистик». Деятельность компании направлена на производство, развитие и продвижение торговых марок собственной алкогольной продукции, а так же контроль за работой компании.

«Баядера Импорт» специализирующаяся непосредственно на импорте и дистрибуции ликероводочных изделий. Компания является эксклюзивным дистрибьютором ТД «Diageo» («Johnie Walker», «White Horse», «Baileys», «Smirnoff», «Sterling»), ТМ «Русский стандарт» и др.

«Баядера Логистик», основой деятельности, которой является дистрибуция собственных брендов:

Водка – Хлібний Дар, Цельсий, Козацька Рада, Перша Гильдия, Рада, Байка, Перепелка

Настоек – Моя и Ля Фам (женская водка).

Ещё одна из самых известных украинских водочных марок на территории Украины и за рубежом – это, пожалуй, Nemiroff.

Nemiroff — международный алкогольный бренд украинского происхождения основан в 1992 году. Компания входит в ТОП-3 мировых лидеров, поставляющих водку в магазины беспошлинной торговли (Duty Free). Продукция продается в более 80 странах мира. Бренд занимает около 40% от всех экспортируемых из Украины алкогольных напитков и входит в ТОП-100 компаний налогоплательщиков на Украине.

Компания берет свое название от «немировской водки», первое письменное упоминание о котором датируется 1752 годом.

В 1872 году граф Григорий Строганов открыл в Немирове винокурню, а его дочь княгиня Мария Щербатова продолжила дело. Она наняла чешского архитектора Иржи Стибрала (Jiří Stibral), по проектам которого было возведено много зданий в городе, в том числе и новая винокурня. Под руководством Марии Щербатовой винокурня достигла рекордных объемов производства в то время — более 5000 пол-литровых бутылок в сутки. Винокурня в Немирове первой начала делать спирт из зерна, вместо картофельного сырья. Продукция развозилась по всей Российской империи и экспортировалась за границу.

Линейка Nemiroff включает более 60 видов классической и вкусовой продукции в различных ценовых категориях, среди которых «Украинская медовая с перцем», «Украинская березовая особая», «Delikat мягкая», «Немировская брусничный лист», «Nemiroff Premium» и «LEX».

В 2013 в ассортимент вошла Nemiroff «Острая клубника».

В 2016 году компания представила обновленную премиум-линейку: Premium De Luxe и Premium Cranberry, а также серию вкусовых водок для экспорта Nemiroff Exotic Collection со вкусами апельсин, кокос, манго, ананас, персик, лимон, груша и яблоко.

В конце 2019 вышли новая линейка вкусовой водки Nemiroff The Inked Collection («Bold Orange», «Wild Cranberry», «Burning Pear»).

Карина Кошель