Как известно, 19 апреля 2019 года госконцерн «Белнефтехим» сообщил о загрязнении нефти в трубопроводе «Дружба» хлорорганическими соединениями с превышением допустимых норм более чем в 10 раз, а объемы «грязного» сырья составили от 3 до 5 млн. тонн. Россия признала проблему, однако, как это обычно происходит, сообщила о «разовости» данного явления, а в качестве «стрелочника» была выбрана частная компания «Самаратранснефтьтерминал» которая якобы умышленно вбросила хлорорганические соединения в нефтепровод.

Дальнейшее развитие событий показали, что данное объяснение не выдерживает никакой критики, а анализ определенных «пазлов» позволяет сделать определенные выводы до данному вопросу.

Повторяемость события

19 июня на белорусско-польском участке нефтепровода «Дружба», после проведения анализа на приемно-пропускном пункте Адамова застава, через который нефть поступает в Польшу, было зафиксировано новое превышение хлорорганических соединений в российской нефти, а вечером того же дня прокачка нефти по участку трубопровода, который контролирует польский оператор PERN, была приостановлена.

В свою очередь, 5 июля представитель концерна Shell сделал заявление о приостановке поставок российской нефти нефтепроводом «Дружба» на нефтеперерабатывающий завод в городе Шведт (федеральная земля Бранденбург, ФРГ) из-за повышенного содержания хлорорганических соединений.

«Транзитные» войны

Загрязнение «Дружбы» произошло на фоне двух событий: запрета на поставку российской нефти в Украину и российско-белорусскими проблемами: А.Лукашенко недовольный «налоговым маневром» Кремля (приведет к существенному подорожанию сырья для нефтеперерабатывающих заводов Беларуси) заявил о возможности ее постановки на ремонт. С учетом, что «северная» ветка «Дружбы» как раз и обеспечивает основной транзит нефти из Волго-Уральского нефтегазоносного бассейна такие действия, могли бы стать серьезной проблемой для России.

Данная версия имеет серьезные недостатки, поскольку существующая трубопроводная система все-таки не позволяет обеспечивать бесперебойную поставку российской нефти к немецким НПЗ компании «Роснефть». Почему так? Действительно, анализируя маршруты транспортировки энергоносителей в Европу возникает ощущение, что исключить из схемы поставок «Дружбу» достаточно легко.

Так, «Дружбой» в страны «дальнего зарубежья» (по российской «классификации») ежегодно экспортируется 66,5 млн тонн нефти, в том числе по северной ветке — 49,8 млн тонн, а Балтийская трубопроводная система и Новороссийское направление имеют существенную недогруженность (загрузка в 2018 году от 50 до 73%), что в принципе позволяет легко заместить эти объёмы. Это правда, но проблема в том, что ФРГ (Росток) и Польша (Гданьск) не обладают необходимыми мощностями терминалов по их приему.

Истощение месторождений

По мнению известного эксперта в нефтяной сфере, бывшего главы нефтяной компании ЮКОС  – М.Ходарковского, данная авария связана с отменой запрета на использование хлорорганики для повышения нефтеотдачи пласта. Так, по его оценкам: «Дальше предположения: на хлорорганику нефть не проверяют. На узле учета в Самаре (маленьком и сельском) могут прозевать заход нефти с большой долей примесей, а могут принять умышленно, ибо спорить с «сечинскими» себе дороже. Компании выгодно не до конца очистить скважинную жидкость, поскольку учет идет по объему».

В принципе, для энергетиков проблема с качеством российской нефти не нова: обнаружение высокого содержания серы происходит на достаточно регулярной основе, более того, заводы в Чехии, Польше и Словакии в принципе технологически приспособлены для ее переработки с таким качеством. Традиционно с такими проблемами переработчики мирятся поскольку дисконт на такую нефть дает возможность неплохо заработать, но хлориды, которые выводят из строя дорогостоящие катализаторы — это не тот случай.

М.Ходарковский скорее всего прав, сырьевым источником для нефтепровода «Дружба» является Волго-Уральский нефтегазоносный бассейн, активная разработка которого началась еще в 50-е годы ХХ века. Причем, нефть добывается так называемым «фонтанным способом» (за счет разности давления в продуктивном пласте и давления на устье скважины), что требует замещения уже добытой нефти на какую-либо другую жидкость, а именно хлорорганические соединения делают это очень эффективно. Да, в таком случае идет активное загрязнение окружающей среды, но в РФ это мало кого и когда интересовало. Именно поэтому, начиная с 2012 года «Роснефть» активно закупает и использует хлорогранику для добычи нефти, а последний тендер для по приобретению данного реагента в объёмах был проведен в начале 2019 года.

В связи с тем, что с течением времени «повторяемость» отгрузки некачественной нефти (не обязательно хлориды) будет только усиливаться, приход в Одессу первой партии американской нефти вызывает только позитивные эмоции ведь — это шаг к реальной диверсификации поставок энергоносителей в Украину, а судя по развитию событий без этого – никак.

Владислав Аниськин