27 октября 2020 на официальном сайте Организации Объединенных Наций обнародованы данные из нового Доклада Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), в котором говорится следующее:

  • Глобальные потоки прямых иностранных инвестиций в первой половине 2020 года снизились на 49 % по сравнению с 2019 года.
  • На инвестиционные проекты негативно повлияли пандемия, карантин, а также вызванная ими рецессия.
  • Спад затронул все основные формы прямых иностранных инвестиций.
  • Число новых инвестиционных проектов снизилось на 37 процентов.
  • Число слияний и поглощений снизилось на 15 процентов.
  • Количество сделок по трансграничному финансированию проектов, которые являются важным источником инвестиций в инфраструктуру, сократилось на 25 процентов.
  • Значительное сокращение объемов инвестиций наблюдалось в государствах с развитой экономикой.
  • Прямые иностранные инвестиции в страны Северной Америки сократились на 56 процентов и составили 68 миллиардов долларов.
  • В Азии – главным образом за счет высоких показателей в Китае – снижение прямых иностранных инвестиций составило всего 12 процентов.
  • Объемы иностранных инвестиций в страны с переходной экономикой сократились на 81 процент (из-за резкого спада в России). 

«Перспективы остаются весьма неопределенными, они будут зависеть от продолжительности кризиса в сфере здравоохранения и от эффективности политических мер по смягчению экономических последствий пандемии. Неопределенность также обусловлена геополитическими рисками», – говорится в пресс-релизе ЮНКТАД.

Для справки :

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ), англ. Foreign direct investment (FDI) — это форма участия иностранного капитала в реализации инвестиционных проектов на территории государства-реципиента , которая представляет собой долгосрочные капиталовложения (т.е. вложение денежных средств- инвестиции) иностранного инвестора в производственные, торговые и иные коммерческие предприятия с целью получения дохода и/ или прибыли.

Согласно методологии Международного Валютного Фонда (МВФ), который ежегодно рассчитывает объёмы прямых иностранных инвестиций на международном уровне, к прямым иностранным инвестициям относятся инвестиции, в результате которых иностранный инвестор получает долю в уставном капитале предприятия (т.е. в коммерческой организации на территории государства-реципиента) не менее 10 %.

Это позволяет инвестору оказывать стратегическое влияние на инвестируемые предприятия, включая частичный или полный контроль над ним. Однако, как показывает практика некоторых стран, зачастую доля в 10% в уставном капитале инвестируемого предприятия является недостаточной для установления эффективного контроля над управлением.

В настоящее время, основными субъектами ПИИ являются международные компании и финансовые группы.

Основные способы и формы прямых иностранных инвестиций

  • Создание за рубежом предприятия (или филиала) со 100% собственностью инвестора;
  • Покупка акций или паев в уставном капитале иностранной компании, дающих право контролировать деятельность предприятия;
  • Поглощение или покупка иностранного предприятия;
  • Приобретение имущественных прав: прав пользования землёй, природными ресурсами и др.;
  • Предоставление прав на использование технологий или ноу-хау и др.

ПИИ могут оказывать как положительный эффект так и отрицательный на экономику страны — реципиента.

Правительства многих страны с переходной экономикой (к числу которых причисляют и Украину) недальновидно и непредусмотрительно обольщаются возможностью быстрого привлечения иностранного инвестора на национальный рынок (содействуя, путем различных преференций именно иностранным, а не национальным, инвесторам).

Некоторые страны-реципиенты не только «караваями» (будущими прибылями) заманивают иностранного инвестора, но даже предлагают крайне неожиданные, я бы сказала – революционные, новаторские инициативы содействия и сопровождения – обеспечения иностранных инвесторов государственными «инвест-нянями» страны-реципиента.

Такая политика привлечения ПИИ имеет «две стороны медали». Рассмотрим детальнее.

Положительный эффект ПИИ

  1. Позволяет привлечь средства на реализацию различных проектов в стране-реципиенте.
  2. Способствует внедрению новых прогрессивных технологий и производств.
  3. Способствует обеспечению занятости.
  4. Повышает конкуренцию.

Отрицательный эффект ПИИ

  1. Может негативно повлиять на местные (национальные) предприятия и производства, которые не в состоянии конкурировать с компаниями с иностранными инвестициями, что зачастую приводит к вытеснению национальных предприятий с национального рынка.
  2. Местный рынок сбыта может быть полностью «поглощен иностранцами». В итоге, страна может потерять собственный рынок сбыта (в том числе, потерять контроль над стратегическими отраслями, ставя под угрозу государственную безопасность).

В этой связи на государственном уровне НЕОБХОДИМО (обращаю особое внимание, это очень ВАЖНО):

  1. Регулирование степени стимулирования привлечения ПИИ.
  2. Разработка комплексной государственной политики, стимулирующей желательные направления ПИИ и ограничивающей нежелательные направления привлечения ПИИ.
  3. Важен отраслевой принцип стимулирования привлечения ПИИ.
  4. Важно стимулирование привлечения ПИИ в высокотехнологические отрасли промышленности страны (это стимулирует развитие и сокращение технологического отставания страны).

По данным Всемирного банка (за 2019 год), согласно рейтингу стран мира по уровню прямых иностранных инвестиций, 1-е место в мире занимают США (уровень ПИИ в экономику США составил 258 390 000 000 млн. долларов США), 2 место — Китай (303 492 014 029 млн. долларов США), 3 место – Германия (105 277 588 652 млн. долларов США).

Украина заняла 62 место в мире по уровню ПИИ (2 476 000 000 млн. долларов США).

Полезный опыт

Результаты исследования опыта привлечения прямых иностранных инвестиций в Китай показывают, что в китайской промышленности существует прямая связь между уровнем технологической сложности отрасли производства и ролью предприятий с участием иностранного капитала в ней (чем выше стадия переработки продукта, тем роль предприятий с зарубежными инвестициями в отрасли выше).

В Китае существуют ограничение ПИИ в определенных отраслях.

Например, прямые иностранные инвестиции в такие отрасли, как добыча и переработка руд драгоценных металлов, производство определенных алкогольных напитков, производство биотоплива, коммерческая недвижимость могут быть выражены в возможности осуществления ПИИ лишь в форме совместного предприятия с китайскими партнерами, при обязательном контроле предприятия с китайской стороны.

Запрещение осуществления ПИИ в Китае, как правило, касается отраслей, связанных с интересами государственной безопасности, в том числе, производство оружия, управление воздушным движением, почтовые услуги, средства массовой информации, а также отраслей, связанных с культурным и природным наследием, производство определенных сортов чая, производство лекарственных средств традиционной китайской медицины, обработка слоновой кости.

Украина — «СТРАНА ЧУДЕС»

Иллюзии и/или галлюцинации, или ничем не оправданные надежды и обман

Начнем, на мой взгляд, с иллюзий.

  1. Иллюзия первая

По словам Президента Украины, Украина — это «именно то место, где случаются чудеса«, а миру в преддверии нового экономического кризиса как раз не хватает чуда. Об этом, в частности, заявил в 2019 г. в своем выступлении на Всемирном экономическом форуме в Давосе.

По словам, Президента Украины, Украина должна стать инвестиционной Меккой Восточной и Центральной Европы. И те, кто не вложит деньги в нашу страну, рискует об этом пожалеть.

Призывы инвестировать в Украину звучали и продолжают звучать на различных «площадках» и «подмостках». Так, например, в октябре прошлого года на форуме в Мариуполе Зеленский призвал иностранный капитал инвестировать в украинскую экономику.

По его словам, «многие страны, которые сегодня процветают, были на грани исчезновения с лица земли. Уныние или уничтожает, или в конце концов, сделает тебя сильным. Сегодня Украина стоит на этом перепутье. Мы действительно в очень непростом положении. Но мы – Apple, которая начинает свой путь в гараже», – сказал Президент. (!? – прим.авт.)

Если я правильно поняла слова Президента полуторагодовалой давности, в контексте подведения итогов, мы находимся все в том же «гараже», причем возможно на этапе «диагностики» (немедицинской – прим.авт.).

  1. Иллюзия вторая (Явление Первое)

В Украине уже созданы предпосылки для «лавины» иностранных инвестиций, считает В. Зеленский.

«Украину должна накрыть (!) лавина из инвестиций, как внешних, так и внутренних (ищем глубоко скрытые резервы – прим.авт.). Уже сегодня мы достигли необходимых для этого предпосылок – это позитивный тренд устойчивого роста экономики и установление макроэкономической стабильности, увеличение ВВП Украины, снижение инфляции, рост золотовалютных резервов, повышение кредитного рейтинга и смена прогнозов на «стабильный» и «положительный», — заявил Президент Украины на украинско-турецком бизнес-форуме в Киеве в 2019 году.

  1. Иллюзия третья (Явление Второе)

Выступая на вышеупомянутом форуме, Зеленский также заявил, что Украина становится «стабильным и понятным рынком потенциально больших возможностей» .

Кроме того, на Всемирном экономическом форуме в Давосе Президент Зеленский анонсировал специальные условия при крупных инвестициях в Украину (от $100 млн. долларов США), а также налоговые льготы и налоговые каникулы при приватизации от $10 млн. долларов США и более.

«В первые два года всем инвесторам, которые пойдут в приватизацию $10 млн плюс, мы даем налоговые каникулы. Вы не будете уплачивать налог на прибыль пять лет», – сказал В. Зеленский.

Неоспоримый ХИТ заманчивых спецпредложений по привлечению иностранных инвестиций со стороны украинского государства (ранее не применяемых в мировой практике) — это конечно старт программы для иностранных инвесторов «круглосуточная инвестиционная государственная НЯНЯ» (Investment nanny).

«Каждому инвестору, крупной компании, которая приведет в Украину $100 млн. плюс, мы обеспечим отдельный контракт с государствомгосударство будет вас защищать. У вас будет свой менеджер, который разговаривает на пяти языках. И 24/7 он будет с вами работать – любой вопрос, любая проблема – контакт с этим менеджером, и у вас не будет проблем», – заявил В. Зеленский.

Вначале, я подумала, что это случайное, чье-то неудачное, неправильно интерпретированное предложение, которое, не разобравшись, просто случайно «подсунули» в выступление Президенту Украины.

Но, нет, предельную ясность внесла замглавы Офиса Президента Ю. Ковалив, которая в Facebook разъяснила, что «мы серьезно настроены на приватизацию и для тех инвесторов, кто будет принимать участие в аукционах и будет покупать госкомпании в 2020 и 2021 годах, на пять лет для них вводятся налоговые каникулы по налогу на прибыль».

И – о чудо! Чудеса все же сбываются.

  1. Иллюзия четвертая (Явление Третье).

В октябре 2019 года Президент Украины подписал законопроект № 1059 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по поводу стимулирования инвестиционной деятельности в Украине».

Целью законопроекта является улучшение инвестиционного климата Украины по отдельным направлениям, избранным в результате комплексной оценки соответствия законодательства Украины лучшим мировым практикам, описанным Группой Всемирного банка в методологии рейтинга Doing Business.

Национальной оценки и комплексного анализа (ПО ОТРАСЛЯМ) целесообразности и перспектив ПИИ, а также оценки ожидаемой выгоды от привлечения ПИИ (по отраслям) в официальных источниках я не нашла. Полагаю, она не проводилась.

  1. Иллюзия пятая (Явление Четвертое). Надежды (Сладкие Сны)

Программа действий правительства предусматривает привлечение в Украину прямых иностранных инвестиций в размере 50 миллиардов. долларов США в течение последующих пяти лет.

Принят Закон «О концессии» для стимулирования привлечения прямых иностранных инвестиций и ряд других нормативных документов.

  1. Иллюзия шестая (Явление Пятое).

21 февраля 2020 года в Киеве состоялся форум Level UP Ukraine 2020, как было анонсировано «являющийся площадкой взаимодействия бизнеса, власти и общества для трансформации украинской экономики и ее перехода на инновационную платформу».

В этом году Форум собрал на своей площадке более 600 участников и 30 докладчиков из различных стран, став наиболее масштабным мероприятием за все четыре года существования Форума.

Площадка Форума объединяет представителей украинской власти и международных организаций, собственников бизнеса, иностранных инвесторов, экономических экспертов с целью выработки решений, которые трансформируют институциональную среду и содействуют ускорению экономического роста.

Звучит пафосно и многообещающе. По сути же, на мой взгляд, очередная «прохиндиада». Никаких решений, трансформирующих институциональную среду для содействия экономическому росту, в таком формате не может быть принято.

Обман (мое личное мнение). Иллюзия. Формат Форума просто не предусматривает принятие конкретных решений. Как сейчас модно говорить, это просто «платформа», «круглый стол».

Как сообщалось в прессе, в ходе форума Level UP Ukraine 2020 состоялась пресс-конференция «В ожидании инвестиций: какие отрасли экономики Украины наиболее привлекательны для инвестиций?».

Участники дали свои оценки инвестиционной привлекательности Украины и оценили возможность увеличения притока инвестиций в национальную экономику.

Так, например, по мнению главы Фонда госимущества Украины Д.Сенниченко, Давосский форум 2019 г. засвидетельствовал наличие повышенного интереса к Украине зарубежного бизнеса.

Что тут скажешь? Тут уж на усмотрению читателя. Я бы сказала, «самообман». Можно добавить — «иллюзии» или даже «галюцинации». Разгоряченное воображение и не такое подскажет.

По словам Главы Фонда госимущества, в 2020 году на приватизацию будет выставлено от 300 до 500 государственных предприятий, в том числе 5 крупных объектов, входящих в перечень «большой приватизации». Фонд госимущества разработал «инвестиционное меню» (прейскуранта – прим.авт.), где содержатся предложения для инвесторов с различными финансовыми возможностями.

По словам руководителя ФГИ, целью данного «прейскуранта» является создание инвестиционного продукта и проведение прозрачной конкурентной приватизации, которая должна привлечь стратегических инвесторов, готовых вкладывать в модернизацию предприятий.

Джейсон Пелмар, руководитель регионального офиса Международной финансовой корпорации (МФК, англ. International Finance Corporation (IFC) ) в Украине, Беларуси и Молдове, член Группы Всемирного банка, в ходе пресс-конференции подчеркнул, что с начала 2000-х годов IFC реализовала проекты в Украине на $3 млрд.

Для справки.

МФК – одна из пяти организаций Группы Всемирного банка. Основана в 1956 году. Штаб-квартира находится в Вашингтоне. Членами МФК являются 184 страны (в том числе, с 1993 года – Украина). Источники финансирования – взносы стран-членов, кредиты МБРР, отчисления от прибыли, средства от кредитов, привлеченные средства на внешних рынках.

МФК предоставляет техническую помощь странам-членам, кредиты, а также осуществляет инвестиции в предприятия (с последующей перепродажей акций частным инвесторам).

Основные направления инвестиций МФК в Украине – финансовый сектор, агробизнес, производство строительных материалов, розничная торговля и услуги, энергетика, производство оборудования для транспорта, инфраструктура.

Согласно некоторым данным, МФК изучает возможность участия в концессионных инфраструктурных проектах – по региональным аэропортам, автодорогам, портам.

Руководитель регионального офиса МФК дал позитивную оценку факту передачи в концессию зарубежным инвесторам портов «Херсон» и «Ольвия» и заявил, что этот опыт должен быть также перенесен на другие отрасли экономики.

Напомню. В концессионном конкурсе по порту «Херсон» победила компания Georgian Industrial Group (GIG).

Для справки: компания GIG – одна из крупнейших грузинских компаний с широким спектром бизнес интересов. Специализируется на производстве и торговле электроэнергией, природным газом, коммерческой недвижимостью, металопроизводством и т.д.

В интервью «Украинским Новостям» основатель и руководитель GIG Давид Бежуашвили заявил, что компания намерена инвестировать в Украине в транспортную инфраструктуру, энергетику, высокие технологии.

«Наши обязательства по заключенной сделке – это ежегодный платеж государству в размере 12 млн. грн и 7% от чистого дохода компании и суммарные прямые инвестиции в порт на уровне более 500 млн грн. в течении 3-5 лет. Плюс, 18 млн. грн. инвестиций в развитие местной инфраструктуры <…> Для наших компаний это производственная и торговая цепь, дополнительные возможности и прибыль от грузоперевозок. Для Украины – это цепь транспортной инфраструктуры, товарных потоков, дополнительные поступления от налогов и оживление экономики. А для людей – это высокооплачиваемые рабочие места и новое качество жизни. Поэтому это выгодный проект для всех, и для людей в первую очередь», — отметил он.

Резюмирую.

Чем больше вникаю в эту тематику при подготовке данного материала, тем больше утверждаюсь во мнении, что к сожалению в Украине отсутствует четкое имеет место «экономическая близорукость», но также напрочь отсутствует стратегическое государственное видение развития страны.

Мы готовы продать все и всем. «С потрохами».

Исходя из речей и последних анонсов представителей государственной власти, сегодня в Украине нет такой отрасли, куда был бы ограничен доступ для иностранного инвестора.

В общем, Der Ausverkauf, Soldes, Sale – одним словом, дешевая распродажа.

Сейчас же кругом все имущество продавайте.

М. Зощенко

«Преступление и наказание»

На государственном уровне отсутствует четкое понимание того, какие отрасли связаны с интересами государственной безопасности, в какие отрасли следует привлекать прямые иностранные инвестиции, а в какие ограничивать.

Отсутствует государственное регулирование привлечения ПИИ.

Начиная данную статью с последних новостей ЮНКТАД, касающихся сокращения иностранных инвестиций по всему миру, особенно в странах с переходной экономикой – на 81 %, хотела бы обратить особое внимание наших экономических и политических деятелей на последние тенденции в этой области.

«Лавины инвестиций» вряд ли приходится ожидать в ближайшем будущем. Будем реалистами, а не иллюзионистами.

Продать «по дешевке» (или разбазарить) страну вполне реалистично и совсем нетрудно. Понимаю – даже заманчиво для неокрепших умов. Некоторые отдельные лица безусловно даже неплохой «навар» на этом снимут. Вот только страна от этого не выиграет.

Хотелось бы привлечь внимание к выводам международных экспертов касательно весьма неопределенных перспектив ПИИ, которые будут зависеть от эффективности политических мер по смягчению экономических последствий пандемии, в том числе на национальном уровне.

Выводы.

Ситуация такова, что надо срочно менять риторику и подходы, защищать внутренний рынок, поддерживать национальных производителей и бизнесы, стимулировать внутренний спрос и потребление, обеспечивать занятость.

Реальность.

Но, не тут то было. Мы – «Страна Чудес», сказал Президент. «Мекка для инвестиций».

У нас свои собственные методы стимулирования экономического развития и преодоления последствий пандемии.

В период катастрофического кризиса мы повышаем цены на газ, на электроэнергию, затем неминуемо (и это объективная реальность, это экономика, она имеет свои законы, сказки, чуда не будет) последует рост цен на все основные продукты и т.д.

Все экономические последствия перечислять не буду. Но вот, возмущение народа, предугадать могу. «Лавины инвестиций» не будет, но «лавина неплатежей» — будет точно (к гадалке не ходи).

Задачи у нынешней власти непростые. Остается только посочувствовать.

Кадровый состав (особенно экономический и финансовый блок) откровенно слабый.

Провалы идут «по всем фронтам».

На стремительные изменения экономических и политических тенденций нужно реагировать профессионально и молниеносно, причем с учетом кризиса пандемии и военных действий на востоке страны. Поэтому неудивительно, что допускается много ошибок (на мой взгляд, слишком много, недопустимо много).

Надо исправлять.

Наталия Искова