Пока Соединенные Штаты противостоят пандемии коронавируса, Россия отправила два судна-трубоукладчика в Балтийское море в попытке завершить строительство газопровода «Северный поток-2». 12 мая российский трубоукладчик «Академик Черский» прибыл в немецкий порт Мукран на острове Рюген, где расположен логистический терминал «Северного потока-2». В данный момент там же находится трубоукладочная баржа «Фортуна», которая оснащена всем необходимым оборудованием для сварки труб, которого нет у «Академика Черского». Вдвоем они смогут проложить оставшиеся 100 миль (160 км) трубопровода от острова Борнхольм (Дания) до побережья Германии.

С декабря прошлого года (когда швейцарская компания-подрядчик Allseas Group S.A. приостановила все строительные работы газопровода «Северный поток-2» под угрозой введения новых санкций со стороны США), Кремль пытается найти альтернативные пути для завершения строительства трубопровода. Единственный трубоукладчик «Газпрома», имеющий систему динамического позиционирования (как того требует Датское энергетическое агентство) — «Академик Черский» — может работать в одиночку или в тандеме с баржей-трубоукладчиком.

Однако судно способно прокладывать трубы диаметром лишь до 32 дюймов, в то время как для «Северного потока-2» необходимы сдвоенные трубы диаметром 48 дюймов. Таким образом, для завершения работ трубоукладочная баржа «Фортуна» должна ассистировать «Академику Черскому». При этом, такое решение имеет ряд технологических и экологических рисков, учитывая, что в Балтийском море «Фортуна» должна встать на якорь в районе затопления боеприпасов времен Второй мировой войны. При этом, на проведение таких работ судно должно получить разрешение Датского энергетического агентства.

В случае участие в прокладке трубопровода США как суда, так и их владельцы (российский энергетический гигант «Газпром» и строительная компания «МРТС») окажутся под угрозой новых санкций. Государственный департамент США, в координации с Министерством финансов США, обязан регулярно представлять Конгрессу отчеты обо всех судах, участвующих в прокладке труб для газопровода «Северный поток-2», а также о всех иностранных лицах, которые сознательно продали, сдали в аренду или предоставили в пользование свои корабли для строительства проекта.

Следующий доклад Конгрессу планировалось представить 20 мая. Информация о начавшейся подготовке к возобновлению строительства трубопровода должна была быть включена в этот отчет. Санкции США против «Газпрома» пагубно повлияют на энергетический сектор России, экспорт природного газа и международные проекты. Но московские власти, похоже, не верят в готовность США ввести новые санкции против крупнейшей газовой компании России. Кремль рассчитывает, что на фоне озабоченности Вашингтона пандемией и ослабевающей национальной экономики, у американского правительства не останется времени, чтобы успеть отреагировать на возобновившееся строительство оставшихся 100 миль трубопровода.

Российские чиновники публично выражают уверенность в том, что блокирование строительства газопровода «Северный поток-2» не является приоритетом правительства США, «особенно с учетом новых вызовов, на которые пытаются совместно ответить Вашингтон и Москва». Об этом заявил председатель комитета по энергетике Госдумы Павел Завальный. «Я думаю, было бы правильно, если бы Америка отказалась от этих неэффективных, неправильных санкций», — заявил он в прошлом месяце. По его словам, для США было бы экономически невыгодно поставлять в Европу сжиженный природный газ (СПГ) из-за снижения спроса и низких цен на энергоресурсы в результате пандемии. Данное заявление является ярким примером дезинформации со стороны России, будто бы США противостоят «Северному потоку-2» лишь потому, что хотят продавать Европе больше СПГ.

В своем заявлении П. Завальный сослался не только на борьбу Вашингтона с пандемией коронавируса и последовавшим за этим экономическим кризисом, но и на недавнее сотрудничество Вашингтона и Москвы в вопросе стабилизации падающих цен на нефть, которое последовало за заключенным в апреле с. г. новым соглашением ОПЕК+. Кремль извлек выгоду из инициированного президентом США Дональдом Трампом телефонного звонка президенту РФ Владимиру Путину с целью помочь в урегулировании спора между Россией с Саудовской Аравией относительно квот на добычу нефти. Российская пресса широко освещала одобрение сделки Д. Трампом, которая, по его словам, «спасла бы сотни тысяч рабочих мест в сфере энергетики в Соединенных Штатах». Очевидно, Москва теперь стремится к quid pro quo — чтобы правительство США закрыло глаза на строительство трубопровода и забыло о законе о санкциях в ответ на помощь России в поддержании цен на нефть для сохранения рабочих мест в США.

Сложной и долгой была российская операция по передислокации «Академика Черского» из порта Находка, что на Дальнем Востоке (где трубоукладчик участвовал в нефтегазовом проекте «Сахалин-3»), в Балтийское море. 10 февраля судно покинуло порт Находка. Но вместо того, чтобы направиться прямо к датским территориальным водам, судно отправилось в Сингапур. Однако по пути маршрут поменялся и «Черский» пошел на Шри-Ланку, не заходя в порт Суэц обогнул африканский континент, и прибыл в Лас-Пальмас (Канарские острова). Следующий заявленный курс на Порт-Саид в Египте также был изменен, и 28 апреля «Академик Черский», минуя Ла-Манш, направился в Северное море.

По мнению экспертов, столь запутанный и часто меняющийся маршрут «Черского» был явной попыткой обмануть наблюдателей и скрыть конечный пункт назначения судна, чтобы избежать санкций или потенциального запрета на вхождение в те или иные территориальные воды. Примечательно, что на протяжении всего маршрута трубоукладчик сопровождали корабли ВМФ РФ или гражданские суда поддержки. В разное время «Академик Черский» шел под охраной большого противолодочного корабля Тихоокеанского флота «Адмирал Виноградов», сторожевого корабля Балтийского флота «Ярослав Мудрый», спасательного буксира Северного флота «Николай Чикер» и морского танкера «Академик Пашин». Участие российских военных кораблей в таком запутанном путешествии «Академика Черского» к Балтийскому морю только подчеркивает, что завершение «Северного потока-2» является императивом для Кремля. Два российских судна могут уже сейчас попытаться начать строительные работы, чтобы успеть до закрытия в июле и августе районов нереста трески в восточной части Балтийского моря. На спутниковых снимках порта Мукран, опубликованных 10 мая, видно, что сегменты труб для «Северного потока-2» уже перенесены на причал, рядом с российской баржей «Фортуна».

Маргарита Ассенова

Источник: The Jamestown Foundation