Принятие поправок к газовой директиве немецким Бундестагом приведет к разрушению европейской системы регулирования газового рынка и европейской энергетической безопасности. Такие действия будут угрожать использованию европейских поставок газа в интересах политического влияния России и Германии на рынок ЕС.

Об этом пишет в своей статье Институт изучения глобальных угроз.

Российская Федерация с помощью немецкой парламентской коалиции хочет разрушить единство европейского сообщества в вопросе диверсификации поставок и создания гарантий немонополистического функционирования европейского газового рынка.

Правящая коалиция Германии пыталась через парламент внести поправки в закон о ратификации газовой директивы ЕС в интересах Кремля. Бундестаг должен был ратифицировать Газовую директиву, обновленную Советом Европейского Союза, которая является частью Третьего энергетического пакета ЕС. Изменения касались действия европейских стандартов в отношении газопроводов, проложенных в Европу из третьих стран, например «Северный поток-2».

Обновленный документ требует четкого различия:

— та же самая компания не может продавать свое топливо и транспортировать его.

— третьи компании должны иметь доступ к трубопроводу.

— конкурентоспособные транзитные тарифы устанавливаются страной-получателем.

— полная прозрачность в работе.

— правила не распространяются на трубопроводы, построенные до 23 мая 2019 года. Таким образом, «Северный поток-2» не попадает в эту категорию.

Этим документом Брюссель попытался защитить себя от создания монополии «Газпрома» в Европе.

Правительство Германии представило в парламент проект ратификации директивы в конце сентября 2019 года. И дата «23 мая 2019 года» была указана в документе как показатель того, какие трубопроводы регулируются этой Директивой. За два дня до голосования, по данным издания Bild, правящая коалиция в лице ХДС / ХСС Ангелы Меркель и Социал-демократической партии (СДПГ) решила вывести «Северный поток-2» из сферы действия газовой директивы.

Из текста законопроекта о ратификации слова «23 мая 2019 года» были преобразованы в «существующие инвестиции». Текст Газовой директивы выглядит следующим образом: «дает привилегированный статус существующим инвестициям, чтобы защитить законные ожидания». Таким образом, временные рамки были размыты. Коалиция правительства Германии была уверена, что решение в этой форме даст сигнал другим членам Европейского союза преодолеть общее сопротивление строительству газопровода и перераспределению рынка поставок природного газа в Европе.

Поправки Германии к газовой директиве ЕС относительно «Северного потока-2» противоречат ряду европейских целей и правил. Изменения в газовой директиве подорвут цели ЕС по обеспечению энергоснабжения путем диверсификации импорта ЕС. Это увеличит риски повторения предыдущего опыта Европы с Россией, которая в 2006 и 2009 годах решила прекратить транзит своего газа через Украину из-за споров о ценах.

Юго-Восточная Европа попадет под негативное влияние, поскольку газ на эту территорию поставляется в основном из России через Украину. С другой стороны, Норвегия, Алжир и поставщики СПГ получают позитивный сигнал, поскольку они могут быть более конкурентоспособными. Польша сохраняет свою позицию важной транзитной страны, но Словакия и Чехия теряют эту роль.

Большая часть выгоды идет в Россию и Германию, в то время как другие поставщики и транзитные страны получают более сильных конкурентов.

Германия получает прямую связь с дешевым российским газом и становится ее основным дистрибьютором в большей части Европы. На самом деле Берлин получает возможность скопировать российскую политику влияния на импортеров газа в ЕС.

Также поправки означают конфликт с климатическими целями ЕС и обязательствами по Парижскому соглашению, поскольку Россия использует деньги ЕС, полученные от закупок газа, для инвестиций в расширение инфраструктуры для производства и управления ископаемым топливом. По словам депутата парламента Германии Ребекки Хармс («Зеленые»), европейский блок не сможет добиться декарбонизации своих экономик и выполнить обязательства Парижского климатического соглашения, если он «продолжит развивать и оплачивать эту огромную инфраструктуру ископаемого топлива».

Поддерживая проект газопровода с поправками к газовой директиве ЕС, правительство Германии идет против воли Европейской комиссии и Европейского парламента. Правительство Германии вносит противоречия между странами-членами ЕС в то время, когда ЕС нуждается в сплоченности как никогда.

Новый трубопровод не диверсифицирует энергоснабжение ЕС ни с точки зрения источника энергии, ни с точки зрения маршрута, поскольку Россия уже является основным поставщиком Европы, и этот трубопровод приведет к концентрации маршрутов в Балтийском коридоре.

Центр Европейской политической стратегии, аналитический центр Европейской комиссии, заявил, что «Северный поток 2», если смотреть с общей точки зрения ЕС, является проектом, не имеющим ни экономического обоснования, ни политической поддержки». «Северный поток-2» угрожает ввергнуть государства Центральной и Восточной Европы обратно на рынок, существовавший до 2004 года, с повышенным риском для безопасности поставок и большим влиянием России на их рынках.

Предоставив России возможность обходить и сокращать газовые потоки через Украину, которая зависит от выгодных транзитных сборов, она может снова использовать энергопоставки в качестве рычага для оказания политического давления на регион.

Россия и Германия являются основными бенефициарами и сторонниками проекта «Северный поток 2». Северо-Восточная Европа, а именно Польша, Украина, Чехия и Словакия выступают против этого, потому что они потеряют свое преимущество в качестве транзитных стран. Центральная и Южная Европа опасаются, что строительство приведет к закрытию украинского маршрута, и в этом случае в регионе будет ощущаться нехватка дешевого российского газа.