Отношения между Украиной и НАТО имеют длинную историю, которая начинается с 1992 года, когда Украина после получения независимости присоединилась к Совету североатлантического сотрудничества. Именно Украина была первой страной СНГ, которая в феврале 1994 года заключила рамочный договор с НАТО в рамках программы «Партнерство ради мира», за которой в 2002 году последовал «Индивидуальный план партнерства с НАТО». С тех пор мировое сообщество наблюдает количественный и качественный рост деятельности и развитие партнерства, как в политическом, так и военном планах.

Но если раньше Украина рассматривала вступление в НАТО как ценность, как демократический выбор государства, то после аннексии Крыма и седьмого года российской агрессии на Донбассе стало жизненно необходимым выбором. Это отобразилось в конституционных поправках 2019 года, когда стратегический курс на получение полноправного членства Украины в НАТО был закреплен на уровне конституционной нормы, что стало весомым шагом к получению Украины статуса партнера с расширенными возможностями, которое предоставил Североатлантический совет в июне 2020 года.

Идея присоединения к НАТО уже давно пользуется высокой поддержкой в украинском обществе. Однако в Киеве понимают, что на статус полноправного члена НАТО для Украины в краткосрочной перспективе сложно рассчитывать, поэтому украинские парламентарии и стремятся довести уровень кооперации с представителями альянса до такого высокого уровня, чтобы по максимуму пользоваться преимуществами сотрудничества.

Учитывая это, в апреле этого года украинским парламентом был зарегистрирован проект постановления «Об Обращении Верховной Рады Украины к Конгрессу Соединенных Штатов Америки относительно предоставления Украине двустороннего статуса основного союзника Соединенных Штатов Америки вне НАТО (MNNA)». Сейчас этот статус имеют 17 стран: Афганистан, Австралия, Бахрейн, Бразилия, Египет, Израиль, Япония, Иордания, Корея, Кувейт, Марокко, Новая Зеландия, Пакистан, Филиппины, Таиланд и Тунис. Тайвань имеет преимущества статуса без официального определения.

По данным сайта Госдепа США преимуществами этого статуса является:

— возможность пользоваться необходимыми для совместных исследований и развития материалами и оборудованием;

— возможность размещения военных запасов на территорию страны вне территории военных объектов США;

— возможность заключать соглашения о совместном обеспечении тренировок на двусторонней и многосторонней основах, если соглашение взаимное и предусматривает возмещение прямых расходов США;

— возможность закупки боеприпасов с обогащенным ураном;

— возможность заключать меморандумы о взаимопонимании, или другие соглашения с Минобороны США из общих оборонных исследований;

— компания стран с этим статусом, как и страны НАТО, могут соревноваться за контракты по ремонту и поддержки Минобороны США за рубежом;

— позволяет получать финансирование по закупкам оборудования по выявлению взрывчатки и других антитеррористических исследований.

Визит президента Зеленского в США и последующая за ним встреча президента с делегацией Конгресса США в Украине активизировали процесс рассмотрения вышеуказанного проекта постановления. Как результат, по сообщению пресс-службы парламента этот вопрос будет рассмотрен уже 8 сентября на внеочередном пленарном заседании.

Оценивая эту историю взаимоотношений, можно утверждать, что принятие этого постановления станет качественно новым витком в сотрудничестве Украины, как с НАТО так и с США.

Василий Андрич

попередня статтяЦьогорічне літо в Європі стало найспекотнішим за всю історію спостережень
наступна статтяСША не поспішатимуть із визнанням нового уряду Афганістану – Білий дім