Президентская гонка в Молдове закончилась в ноябре прошлого года победой прозападной Майи Санду. Её восхождение на главный пост государства снова актуализировало запрос на развитие демократии, борьбу с коррупцией, дало молдаванам надежду на построение правового государства. Однако сам факт президентства Санду не поставил точку в политическом противостоянии в стране.

Проевропейские силы Молдовы преследуют цель проведения досрочных парламентских выборов, чтобы на волне успеха президентской кампании Санду увеличить свою численность в парламенте, укрепить полномочия в исполнительной власти, сделать избранный вектор развития общества бесповоротным.

Из-за этого остро встал вопрос кадровых перестановок в правительстве и госструктурах, поскольку большинство чиновников, работающие со времён Владимира Плахотнюка и Игоря Додона, ожидаемо будут саботировать и дискредитировать работу нового президента в угоду интересам своих политических боссов.

Кроме этого, Кишинёву предстоит развязать целый спектр экономических и социальных проблем, заострившихся в период пандемии. И наконец, требует разрешения повестка в отношении Российской Федерации, которая была вынесена Майей Санду в отдельный блок ещё в период предвыборной агитации. Кремль до сих пор имеет мощные позиции в политике, медийной сфере и экономике Молдовы. Не считая дислокации российского военного контингента в Приднестровье, Газпром владеет половиной «Молдовагаз», а «Интер РАО ЕЭС» контролирует производство электроэнергии на Молдавской ДРЕС.

После консультаций Санду с парламентскими фракциями все депутатские формирования выступили за проведение досрочных парламентских выборов. Не сошлись только в датах – одни хотят провести выборы как можно скорее, другие предлагают не торопиться.

Для получения правового основания для роспуска парламента пропрезидентские силы решили использовать неспособность законодательного органа с двух попыток утвердить новое правительство. Запасным вариантом остаётся блокирование его работы в течение трёх месяцев.

На практике же оказалось, что декларации отдельных фракций о готовности к досрочным выборам не совпадают с желаниями. Их депутаты понимают, что в новый созыв они могут не попасть, либо численность фракций окажется сильно урезанной.

Экс-президент Молдовы и лидер Партии социалистов (ПСРМ) Игорь Додон изначально был не против досрочных выборов, его политсила гарантированно проходит в парламент при любых раскладах. Но 11 февраля после прогнозированного провала выдвинутого Санду кандидата в премьеры Натальи Гаврилицы (собиралась принять срочные меры по выводу страны из кризиса и сразу подать в отставку), Додон неожиданно предложил своего кандидата – экс-министра финансов Марианну Дурлештяну.

Демократическая партия Молдовы под руководством Павла Филипа заявила о готовности рассмотреть кандидатуру Дурлештяну. Свои кандидатуры предложили также лидеры «Нашей партии» (Pentru Moldova) Ренато Усатый, партии «Шор» и Партии коммунистов Владимир Воронин. При этом Усатый сыграл в пользу Санду – он пообещал подать в парламент настолько токсичные состав и программу правительства, что они не будут утверждены ни при каких условиях.

О готовности возглавить переходное правительство заявила также проевропейская партия «Платформа DA», которая была основным союзником Санду на президентских выборах. По мнению ее лидера Андрея Нэстасе страна нуждается в грамотном управлении в период до досрочных парламентских выборов. Однако такой расклад тоже не на руку Санду, поскольку в парламентской республике политическая сила главы правительства играет первую скрипку.

Эти кандидатуры были ожидаемо отвергнуты президентом, поскольку сохраняется высокая вероятность положительного голосования за любого кандидата в премьеры нежелающими покидать парламент депутатами.

Кроме этого, следует принять во внимание, что в парламенте Молдовы нет официально оформленного большинства, что делает невозможным применить решение Конституционного суда 2016 года, в соответствии с которым президент обязан назначить премьер-министром кандидата, выдвинутого этим большинством. Депутат от PAS Оазу Нантой уже попросил Конституционный суд пересмотреть свое решение, касающееся обязанности президента выдвинуть кандидата от формализованного парламентского большинства.

Таким образом на сегодняшний день Игорь Додон всячески старается реализовать предсказанный им же сценарий, при котором внутриполитическая обстановка зайдет в тупик из-за пассивности или неспособности нового президента распустить парламент. В устойчивых ситуативных союзниках у бывшего президента РМ находится лишь фракция партии «Шор», лидер которой Илан Шор находится в розыске из-за кражи $1 млрд. из трёх молдавских банков в 2014 году.

Полная подконтрольность Додона Москве, синхронизация им политических инициатив с планами Кремля, наличие прямой связи с «молдавским отделом» аппарата президента РФ, более чем регулярные визиты в Москву, сотрудничество с бывшими и действующими сотрудниками российской разведки – делают Додона и его партию токсичным в глазах молдавского электората.

Ядовитым выглядит также альянс социалистов с партией «Шор», у которой яркое криминальное прошлое её лидера вызывает устойчивую антипатию простых молдаван.

В копилку необходимости роспуска парламента следует добавить также политическую коррупцию в стенах законодательного органа. Не секрет, и об этом говорила Майя Санду, что многие парламентарии нынешнего созыва многократно перебегали в конкурирующие партийные фракции (не бесплатно), сформировав тем самым плеяду «депутатов с низкой социальной ответственностью» и поставив парламентскую проституцию в ранг повседневной банальности.

В итоге, необходимость роспуска парламента Молдовы понимают все – от простых граждан до прогрессивных политических сил. Опираясь на такую поддержку Майя Санду 11 февраля повторно выдвинула Гаврилицу на пост премьер-министра. На следующий день социалисты с союзниками решили опротестовать мнение главы государства в Конституционном суде. Тот отклонил запрос ПСРМ о приостановлении действия указа президента о повторном выдвижении Гаврилицы на должность премьер-министра, а также пообещал 23 февраля рассмотреть по существу запрос социалистов об обязательстве президента выдвинуть кандидата парламентского большинства на эту должность, после чего парламент сможет снова собраться для обсуждения программы будущего правительства.

Если КС признает за Майей Санду нарушение Конституции, то парламентское большинство получит формальное право инициировать референдум об импичменте президенту. Если же КС оставит решение Санду в силе, то парламент ждёт роспуск, а страну – досрочные выборы. Учитывая восходящий рейтинг президента – любое решение Конституционного суда соответствует интересам пропрезидентских сил, которые собираются выдавить пророссийских марионеток на обочину политической жизни Молдовы.

Руслан Пьятковский