Thierry Monasse/Getty Images

Когда пять лет назад Жан-Клод Юнкер стал председателем Европейской комиссии, перед ним стояли колоссальные задачи. Но тест, который предстоит пройти его преемнице, Урсуле фон дер Ляйен, ещё сложнее.

Как подчеркивает сама фон дер Ляйен в своей «повестке для Европы», одним из её важнейших приоритетов должны стать «новые усилия по укреплению европейской демократии». Есть два способа, которыми она может укрепить демократическую легитимность Евросоюза: с точки зрения результатов – добиваясь, чтобы ЕС оправдывал ожидания граждан в нынешний период быстрых перемен и эскалации внешних проблем; а с точки зрения рабочих процессов – развивая конструктивное сотрудничество с Европарламентом.

Однако сегодня Европарламент крайне фрагментирован и поляризирован, и поэтому здесь трудно создать стабильную, проевропейскую коалицию. Для одобрения законопроектов фон дер Ляйен понадобится поддержка консерваторов и социал-демократов, а также надёжные и продуктивные рабочие отношения с «зелёными» и либералами. Возможно, что ей придётся создавать гибкие коалиции по конкретным вопросам, а это будет поглощать много времени и повысит риск политического провала по острым вопросам.

После недавних выборов – впервые в истории Европарламента – проевропейский фракции (консервативная Европейская народная партия, социал-демократы, зелёные и либералы) встретились для выработки межпартийной политической программы. Но этот процесс застопорился, поскольку парламент не сумел договориться о собственном кандидате на должность председателя Еврокомиссии, и теперь идея четырёхпартийного «коалиционного соглашения» уже не обсуждается.

Тем не менее, в политическом плане фон дер Ляйен должна максимально взаимодействовать с парламентом, начав с определения приоритетов в «письмах о миссии», которые она будет рассылать членам Еврокомиссии. Эти приоритеты должны быть выработаны в ходе дискуссий с вновь избранными председателями парламентских групп.

Развитие конструктивного сотрудничества с Европарламентом потребует реализации фактического права парламента на законодательную инициативу, регулярных диалогов с председателем Еврокомиссии, а также постоянной готовности к этому сотрудничеству со стороны каждого еврокомиссара. У фон дер Ляйен должна быть возможность опираться на свою команду, которая будет помогать ей находить верные пути в сложной политической обстановке, причём не только в парламенте, но и в Европейском совете, а также будет направлять её усилия по привлечению европейского общества к дебатам о будущем ЕС.

Именно поэтому, формируя портфели еврокомиссаров, фон дер Ляйен должна гарантировать, что задача поддержки межинституциональных связей получит значительный вес. В предыдущей комиссии этими связями занимался вице-председатель Франс Тиммерманс в рамках своего огромного портфеля задач. В новой комиссии межинституциональные связи – наряду с демократизацией – должны сформировать отдельный, полноценный портфель еврокомиссара.

Задача этого комиссара будет невероятно важна, и поэтому её должен будет выполнять опытный политик – в идеале тот, кто уже поработал на национальном и европейском уровнях, а также в Европарламенте и с Евросоветом. Учитывая партийную принадлежность фон дер Ляйен, хорошим выбором стал бы социал-демократ. Впрочем, кто бы ни был выбран, этот человек должен будет уметь работать, пересекая партийные границы.

Работая напрямую с фон дер Ляйен и вице-председателями комиссии, этот комиссар должен будет управлять общими отношениями с Европарламентом и Советом по общим вопросам, одновременно помогая координировать взаимодействие каждого еврокомиссара с парламентом. В этот портфель входила бы также задача подготовки ежегодной и многолетней программ Еврокомиссии, в частности, её совместной с парламентом декларации о законодательных приоритетах на год.

Кроме того, учитывая отсутствие ведомственной специализации в его портфеле, этот еврокомиссар мог бы помогать фон дер Ляйен справляться с особенно насущными, спорными и иными деликатными проблемами, такими как миграция или реформа еврозоны, поскольку они требуют дополнительных политических усилий, чтобы обеспечить возможность прогресса. Такой комиссар мог бы также добиваться последовательности действий в сфере внутренней и внешней политики – от общеевропейской политики иностранных дел и безопасности до взаимодействия с соседними странами в широком смысле.

Наконец, этот комиссар мог бы сыграть важную роль, помогая достижению одного из приоритетов, указанных фон дер Ляйен в её повестке: проведение Конференции о будущем Европы, которая должна принести результаты уже грядущим летом. Эта амбициозная затея, в которой на равных будут участвовать население, гражданское общество и европейские институты, потребует тщательной подготовки и организации, в том числе и потому, что фон дер Ляйен хочет, чтобы Европарламент, Евросовет и Еврокомиссия уже заранее определились со своими целями и направлениями.

Как для Еврокомиссии, так и для Европарламента ставки в этой и других сферах намного выше, чем у предыдущего руководства ЕС. Для обеспечения ощутимых результатов, которых требуют граждане, руководство должно будет справляться с быстро меняющимися политическим условиями, которые отличаются возросшим скептицизмом внутри ЕС и усилением внешнего давления, в частности, вмешательством внешних игроков, подобных Китаю. Проблема усугубляется трансформационными технологическими переменами и такими монументальными угрозами, как изменение климата.

В этих условиях Еврокомиссия и Европарламент должны быть мотивированы сотрудничать даже сильнее, чем раньше. Это сотрудничество предполагает, в частности, проведение ежегодного анализа приоритетов комиссии совместно с парламентом с целью оценить достигнутый прогресс и определить те или иные необходимые действия.

Такая процедура будет особенно важна сегодня, когда правительства стран ЕС теряют терпение в отношении наднациональных процессов принятия решений. Если институты ЕС не проявят себя, тогда у правительств стран ЕС появится соблазн обойти их и ради соображений эффективности начать сотрудничать внутри групп поменьше.

Обеспечить эффективное сотрудничество с фрагментированным Европарламентом будет не просто. Но это возможно, причём особенно для комиссии, которая сделала это сотрудничество своим высшим приоритетом и одновременно стремится повысить собственную легитимность, возглавив широкие общественные дебаты по поводу будущего Европы. Именно такой и должна быть Еврокомиссия, которую предстоит построить фон дер Ляйен.

Даниэла Шварцер (Daniela Schwarzer) – директор Немецкого совета по международным отношениям (DGAP)
 Источник: Project Syndicate, США