В четверг, 11 июля, премьер-министр Республики Молдова, Майя Санду прибыла с официальным визитом в Украину, где встретилась с президентом Владимиром Зеленским. Это была первая встреча лидеров двух стран после смены руководства, как Киеве, так и в Кишиневе. Однако будет ли это означать позитивный сдвиг в очень сложных молдово-украинских отношениях?

Дипломатические взаимоотношения между нашими двумя странами с самых первых дней их существования были сложными и даже, в некотором роде, противоречивыми. Взять тот же союз между украинским  гетьманом Богданом Хмельницким и молдавским господарем Василие Лупу. Это был важный шаг во взаимоотношении двух стран и во многом отвечал обоюдным интересам. Однако заключен он был все-таки под нажимом казацких сабель.

Не менее сложно формировались отношения и после развала СССР в 1991 году. Молдова была в числе первых бывших советских республик, признавшая независимость Украины.  Уже 10 марта 1992 года между двумя странами были установлены дипломатические отношения, а 23 октября президент Украины Л. Кравчук прибыл с визитом в Кишинев.

Однако, на отношения двух стран в скором будущем пала тень Приднестровского конфликта. И хотя декларативно Украина выступала за территориальную целостность Республики Молдова, долгое время Киев никак не реагировал на перемещение российских добровольцев через Украину в Приднестровье, закрывал глаза на участие в конфликте членов националистической организации УНА-УНСО на стороне сепаратистов. А когда в декабре 1991 года молдавские спецслужбы провели операцию по задержанию так называемого президента Приднестровского Верховного совета, Игоря Смирнова в Киеве, украинское МВД пыталось препятствовать их действиям, вплоть до объявления плана перехвата по Киеву и обыску всех машин на молдавских номерах. Хотя Кишинев заранее информировал руководство Украины об операции и даже получил согласие на содействие со стороны украинской милиции.

Другими проблемными моментами молдово-украинских взаимоотношений стали:

  • Вопрос демаркации границы между двумя государствами.
  • Экономические взаимоотношения. Так, например в 2016 правительство РМ, под давлением местных производителей мясной и молочной продукции, ввело импортные квоты на украинское мясо и молочку. Это возмутило украинскую сторону, которая увидело в этом нарушение правил свободной торговли ВОТ. Только встреча глав правительств двух стран позволила нормализовать ситуацию. Годом позже, в апреле, украинский поставщик электроэнергии ДТЕК выиграла конкурс на поставку электроэнергии в Молдову. Был заключен контракт с молдавской фирмой Energocom, занимающейся дистрибуцией электроэнергии в РМ. Однако уже в июне, молдавская сторона в одностороннем порядке изменила контракт. Теперь ДТЕК не была единственным поставщиком. Кроме украинской фирмы, поставщиком стала еще и российская фирма «Интер РАО». Столь резкое изменение условий заключенного ранее договора вызвало возмущение и реакцию даже представительства ЕС в Молдове.
  • Экология Днестра. Молдова обвиняет Украину в том, что она ограничивает сток воды из своих водохранилищ в реку, что вместе с засухой, привело к падению уровня Днестра до рекордного минимума в 8 м. Учитывая, что Днестр, является главным источником воды для страны, озабоченность молдавской стороны можно понять. В то же время, Украина обвиняет Молдову в не противодействию загрязнению Днестра нечистотами из молдавских городов. Особенно серьезная ситуация в районе города Сороки.
  • Ситуация с украинской общиной в Молдове и молдавской в Украине и доступ представителей общин к образованию на родном языке.

Многие из вышеперечисленных вопросов удалось урегулировать во время ренессанса отношений между двумя странами, который пришелся на период с 2017 по 2019 годы. За этот период представители двух стран неоднократно встречались и подписали ряд важных договоров. Так, были открыты два совместных контрольно-пропускных пункта на приднестровском участке границы, подписан договор о развитии бассейна реки Днестр, который должен решить ряд проблем, связанных с экологией реки. Украина заблокировала ротацию российского контингента в Приднестровье, а также поддерживала призывы Молдовы к международному сообществу поспособствовать выводу войск РФ с территории страны.

Улучшению отношений способствовал и ряд факторов. Это и агрессия России против Украины, изменившая отношение Киева к ПМР. Так же и оба государства подписали договор об ассоциации с ЕС, тем самым наметив совместный вектор развития двух стран. Общность интересов, единая угроза со стороны России позволили Кишиневу и Киеву найти общий язык.

Однако, в июне 2019  в Молдове произошла резкая смена власти: 8 июня пророссийской социолистической партией и проевропейским блоком АКУМ была образована новая правящая коалиция, которая сформировала правительство, во главе с лидером АКУМ, Майей Санду. После недельного двоевластия в стране, демократы, все таки поддавшись давлению со стороны ЕС, РФ и США ушли в оппозицию, а лидер партии, Влад Плахотнюк, покинул страну. Украина, как и другой сосед Молдовы, Румыния, события в Кишиневе восприняли с осторожностью. И это понятно, так как  половину новой коалиции составляет Партия социалистов Республики Молдова (ПСРМ), не скрывающая свои симпатии к Кремлю, поддерживающая  интеграцию РМ в Таможенный союз, федерализацию Молдовы, как способа разрешения приднестровского конфликта и откровенно выступающая против интеграции  Республики в ЕС и НАТО. Де-факто, лидер партии, президент страны Игорь Додон, стал известен в Украине своей спорной позицией по Крыму.

По условиям договора, на котором базируется новая молдавская коалиция, социалисты получили кресло спикера, министра обороны, министра по вопросам реинтеграции, а служба информации и безопасности вернулась под контроль президента страны. И хотя, после 8 июня социалисты перестали говорить о федерализации, разрыве договора об ассоциации и о Таможенном союзе, до сих пор неизвестно, на долго ли это. И не является ли нынешняя ситуация в Молдове началом разворота страны в сторону России.

Оптимизма не добавило голосование молдавской делегации в ПАСЕ, 25 июня: двумя голосами «за», и одним – «против», делегация Парламента Молдовы поддержала возвращение делегации Государственной Думы РФ в зал заседаний Парламентской Ассамблеи Совета Европы. И если мотивы депутата социалиста В. Бетрынчи понятны, то вот голосование Андрея Настасе, вице-премьера и одного из лидеров блока АКУМ, вызвало у многих удивление даже внутри страны.

Возможно, именно резкая реакция Украины на голосование в Совете Европы и вызвала перенос планируемой даты визита премьер-министра Санду. Изначально предполагалось, что визит состоится после парламентских выборов в Украине. Однако, вскоре, после 25 июня, дата была перенесена на 11 июля.  В своём заявлении на пресс-конференции после встречи, молдавский премьер-министр сделала упор на важность партнерства Молдовы и Украины, особенно в области экологии и разрешения Приднестровского конфликта, объяснении последних событий в Молдове и поддержке территориальной целостности Украины. Куда более конкретен в своих заявлениях был президент Украины, Владимир Зеленский, который обозначил основные области переговорного процесса: энергетика, облегченный режим пересечения границы и ситуация с украинскими школами в РМ.

В общем, можно констатировать, что основная цель визита Майи Санду была достигнута. Контакт между новым руководством двух стран был налажен. Красивым жестом со стороны молдавского премьера было решение произнести часть своей речи на украинском языке.

Анализируя тезисы, прозвучавшие на пресс-конференции после встречи, можно выделить основные области интересов двух стран в переговорном процессе.

Для Молдовы это:

  • продолжения процесса установления совместного контроля на приднестровском участке молдово-украинской границы;
  • противодействие контрабанде через непризнанную ПМР;
  • экономическое и энергетическое сотрудничество;
  • сотрудничество в области экологии бассейна реки Днестр.

Для Украины:

  • взаимоподключения энергосистем с европейскими системами;
  • улучшение ситуации со школами с украинским языком обучения в Молдове;
  • облегченный режим пересечения границы для граждан обеих стран;
  • экстрадиция бывшего судьи Днепровского райсуда города Киева, Николая Чауса, подозреваемого в коррупции. (По имеющейся у украинской стороны информации, он находится на территории Молдовы).

В то же время украинская сторона, в лице президента Зеленского, обозначила неприемлемость для себя любых разговоров о федерализации, как Украины, так и Молдовы.

Старт взят позитивный. Результаты встречи положительно оценены, как в Украине, так и в Молдове. Будущее этих отношений во многом зависит от ситуации в Кишиневе: если нынешний баланс между партнерами по коалиции удастся сохранить, можно ожидать продолжение тенденции на улучшение отношений между двумя государствами, намеченной еще в 2017 году. Однако, если после местных выборов, которые состоятся 20 октября, чаша весов качнется в сторону социалистов, и они вновь вернутся к ярой антизападной риторике, то все наработки последних лет пойдут на смарку. С пророссийским Кишиневом Киев разговаривать не будет.

Роман Руссу