Поскольку страхи из-за пандемии COVID-19 охватывают все большую часть России, местных казаков призвали на помощь в сдерживании смертельного вируса. В Екатеринбурге атаман Геннадий Ковалев из «Уральского казачества» объявил о двухнедельном патрулировании района Семь ключей, которое стартовало 2 февраля. Семь ключей — это район, где традиционно проживают китайские иммигранты. Согласно сообщениям, патрули выявляют тех, у кого есть симптомы, сходные с симптомами COVID-19, и настоятельно рекомендуют им ехать в больницу, а также раздают защитные маски. Чтобы сдержать вирус Россия также закрыла свои границы для китайских граждан.

Казачий совет атаманов России издал приказ о запрете целовать иконы и руки священнослужителей в целях предупреждения заболевания коронавирусной инфекцией. Атаман Геннадий Ковалев сказал: «Официально приказ разослан по нашим организациям (совета атаманов региональных казачьих общественных организаций). Запрещается целовать иконы и все, что связано с прикосновениями к предметам массового поклонения. Вроде боремся с вирусом, он же распространяется воздушно-капельным путем, через прикосновения. Наша задача — предупредить, что это опасно, способствует распространению инфекции».

Официальные данные по коронавирусу в России выглядят подозрительно заниженными: по состоянию на середину марта во всей стране зарегистрировано около 50 случаев по сравнению с тысячами в Италии, Франции и США. И это несмотря на то, что «распространение вируса среди местного населения» должно быть более опасным для российских городов из-за широко распространенной зависимости россиян от общественного транспорта по сравнению, например, с большей частью США. Хотя ни одна страна не отличилась предоставлением адекватной информации — или хотя бы достаточным тестированием — об угрозе COVID-19, политические императивы, скорее всего, способствуют снижению числа сообщений о заражениях из России, пока что. Тем не менее, казаков вновь отправили на передовую, на этот раз для борьбы с глобальной пандемией, в дополнение к их предыдущей роли в защите России от других вымышленных международных угроз.

В оккупированном Крыму казаки стали центральным компонентом социализации молодежи для достижения целей российского государства. Так, «большой учредительный круг» в Симферополе объявил о создании «Черноморского казачьего войска» — это отсылка к казачьему формированию XVIII-го века, которое было ликвидировано Екатериной Великой. «На сегодняшний день численность Черноморского казачьего войска — свыше пяти тысяч казаков. Но это далеко не предельный потенциал. Я оцениваю его [потенциал] не менее чем в 10 тысяч казаков в ближайшей перспективе при полноценной деятельности Черноморского казачьего войска», — цитирует провластный крымский сайт «Крыминформ» главу упомянутого объединения Антона Сироткина. По словам назначенного Россией губернатора Крыма Сергея Аксенова, казачье войско будет помогать российским силовикам обеспечивать на полуострове общественный порядок. Некоторые из казачьих организаций, действующих в настоящее время в Крыму, сыграли важную роль в аннексии 2014 года. Хотя далеко не ясно, будут ли казаки в Крыму играть ту же роль, что и екатеринбургские, в защите общества от угрозы COVID-19. Казаки, многие из которых переправлялись на паромах из Краснодара и Ростова во время аннексии, уже использовалась российским государством для достижения своих внешнеполитических целей.

На «круглом столе» на эту тему в январе 2020 года украинский историк Тарас Чухлиб заявил, что «около 50 общественных организаций казаков, которые действуют сейчас в Крыму, имеют право на существование, но их контролируют российские спецслужбы, у них нет исторической традиции». Журналист Елена Лиценко во время «круглого стола» отметила, что во время аннексии «казаки» (среди которых были просто переодетые) играли роль общественности, когда военные пытались играть роль «вежливых людей» Само собой, не является откровением, что российское государство использовало казачество для достижения различных целей внешней политики, однако в последнее время появились признаки усиления этого процесса.

В ноябре прошлого года рязанские казаки при поддержке Казачьего совета при президенте России заявили, что страны Балтии — Литва и Эстония — должны быть возвращены России. Они утверждают, что «по условиям Ништадского мира 1721 года [существовавшее тогда] Королевство Швеция официально передало завоеванные районы Ливонии и Эстонии с городами Ревель (Таллинн) и Рига в состав Российской империи. Мы рекомендуем рассмотреть возможность ликвидации действующих там государственных образований и вернуть их в российское государство как провинции Ливония и Эстланд». Такое требование выглядит явно абсурдным, и, вероятней всего, оно было выдвинуто в ответ на предложения правительств Эстонии и Литвы о получении реституций от Москвы за период советской оккупации. Тем не менее, учитывая историю российской власти, использующей казаков во внешней политике, а также практику предварительной проверки эксцентричных идей для оценки их привлекательности еще до проведения специальных операций, такое развитие событий не должно быть полностью проигнорировано.

Ричард Арнольд

Источник: The Jamestown Foundation