Chesnot/Getty Images

ЛОНДОН. Председатель американской Федеральной комиссии по связи (FCC) Ньютон Миноу 9 мая 1961 года выступил с исторической речью перед Национальной ассоциацией телерадиовещателей в Вашингтоне. Ставшая известной как речь «О бескрайней пустоте», она предлагала общественную концепцию новой отрасли – телевидения, которое быстро меняло общество. Аналогичную концепцию сегодня нужно применить к платформам социальных сетей.

В 1961 году телевидение вступало в подростковый возраст. Американские семьи осваивали эту новую технологию рекордными темпами. Регулярное телевещание началось всего лишь 14 годами ранее – в 1947 году, когда в американских домах имелось 44 тысячи телевизоров, причём примерно 30 тысяч из них в городе Нью-Йорке. К 1960 году в США было уже 52 миллиона телевизоров, то есть один примерно в каждых девяти из десяти домохозяйств страны. Неудивительно, что рекламодатели толпами устремились в это новое средство массовой информации.

Но телевидение ещё не было зрелым. Ему предъявлялись обвинения в фальсификациях, например, в 1950-х годах после серии разоблачений мошенничества в организации телевикторин. Кроме того, несмотря на бесчисленные дебаты на эту темы, новую технологию ещё только предстояло поставить на службу общественным интересам, выделив постоянное пространство для новостей и просвещения.

Для решения этих проблем требовалась не только концепция изменений, но и человек, обладавший реальной властью для их проведения. Таким человеком стал Миноу.

В своей речи Миноу предложил собравшимся потратить день на просмотр шоу, которые они же и создавали. Он выразил сожаление, что они обнаружат там «вереницу из игровых шоу, стандартных комедий о полностью выдуманных семьях, кровь и грохот, хаос, насилие, садизм, убийства, плохих парней из вестернов, хороших парней из вестернов, частных детективов, гангстеров, ещё больше насилия и мультфильмы. А также бесконечное количество рекламы, обычно крикливой, уговаривающей и оскорбительной». Как отмечал Миноу, в следующем сезоне из 73 часов прайм-тайма в неделю 59 часов будет выделено под комедии положений (ситкомы), викторины, «боевики» и кино.

Чтобы воспользоваться потенциалом телевидения в общественных интересах, Миноу рассказал о шести принципах, которыми он будет руководствоваться на посту председателя FCC. Первый: радиочастоты принадлежат обществу, а не телерадиовещателям, поэтому вещатели обязаны оказывать службу обществу.

Затем Миноу предложил вещателям утешение. Он не собирался продолжать дальше расследования, связанные, например, с мошенничеством на викторинах (второй принцип). И он верил в свободу предпринимательства (третий принцип).

«Я хочу, чтобы телевидение улучшилось, и я хочу, чтобы вы его улучшили, – сказал Миноу. – Я горд отстаивать ваши интересы». Тем самым он отделил себя от предшествовавших обострённых отношений между FCC и телерадиовещателями, а также предотвратил любые обвинения в том, что он не понимает экономику отрасли. Это был мастер-класс по позиционированию.

Четвёртым принципом Миноу поставил задачу: «На сегодня недостаточно образовательных телерадиостанций, а крупные центры страны до сих пор не имеют удобных образовательных каналов». Он пообещал «помочь по ходу дела» просветительскому телевидению, которое «должно внести огромный вклад в будущее».

Своим пятым принципом Миноу снова предлагал утешение: он был «непоколебимо» против государственной цензуры. Он не собирался диктовать кому-либо сетку вещания.

Наконец, Миноу описал, что именно стоит на кону. «Пустая трата наших радиочастот – это не менее важная проблема, чем расточительство любого ценного природного ресурса», заявил он и пообещал отнестись к своей работе на посту председателя FCC «очень серьёзно». По его словам, иногда вещатели могут подумать, что он относится к своей работе слишком серьёзно, но «честно говоря, мне всё равно, если вы так решите».

На этому самоуверенной ноте Миноу начал перечислять ряд практических решений, очерчивая свою концепцию для телевидения. Таким был сильный старт этого краткого, но имевшего крайне серьёзные последствия периода в истории FCC под руководством Миноу: всего за два года он преобразовал «бескрайнюю пустоту» телевидения, заложив фундамент для общественного медиа-вещания в США.

Миноу использовал пряники, а не кнуты. Вместо выписывания штрафов и принятия новых норм регулирования, как делали его предшественники, он впервые направил федеральные средства на общественное телевидение. Например, он поддержал «Национальное образовательное телевидение» (NET) фонда Ford, ставшего предшественником сегодняшней «Службы общественного вещания» (PBS). Начатые Миноу инициативы проложили путь для создания «Корпорации общественного вещания» (CPB) и «Детской телевизионной мастерской» (CTW).

Миноу также создал пространство для роста подобных проектов. Он лично вмешивался, чтобы крупные города, например, Нью-Йорк и Лос-Анджелес, резервировали вещательных спектр для некоммерческих, образовательных каналов.

Подобно телевидению в 1961 году, сегодня в подростковый возраст вступают платформы социальных сетей: у них есть определённая история, в том числе проблемы, ошибки и упущенные возможности, но им не хватает зрелости. Вред, который они наносят в нашем общественном и гражданском пространстве, вполне может оказаться даже более серьёзным, чем любой вред, который было способно нанести телевидение в 1961 году.

В идеях, как излечить болезни соцсетей, нет недостатка. Например, недавнее исследование, опубликованное организацией New Public Festival, описывает 14 принципов для создания улучшенного цифрового общественного пространства. Организация Luminate Group формирует поддержку «Международного фонда средств массовой информации в общественных интересах». Голландский проект PublicSpaces и мой собственный проект Public Media Stack предлагают практические инструменты, помогающие снизить зависимость от коммерческих платформ.

Однако не хватает политических лидеров, которые могли бы превратить эти идеи в последовательную концепцию и стратегию. Ситуация может измениться, поскольку Аджит Пай уходит с поста главы FCC, где его действия часто вызывали полемику. Чтобы она действительно изменилась, президент США Джо Байден обязан найти такого преемника, который, подобно Миноу, будет обладать ясным, практическим видением, позволяющим найти баланс между содействием быстрорастущей, молодой отрасли и требованием соблюдать новый стандарт общественного служения.

Номинировав в комиссию FCC сильных, независимых людей, например, Лину Хан и Тима Ву, Байден уже продемонстрировал, что будет добиваться большей ориентированности на общественные интересы от этой отрасли. Выбор Джессики Розенворцель, выступающей за сетевую нейтральность, в качестве временного главы FCC стал ещё одним хорошим сигналом. В течение прошедшего года мы стали практически во всём полагаться на цифровые сети, начиная от образования и заканчивая вакцинацией, поэтому новый председатель FCC обязан поставить общественные интересы в центр цифровой стратегии США.

Автор: Мэтт Локкбывший глава отдела инноваций BBC New Media и глава мультиплатформенного канала Channel 4, является директором Storythings и руководителем проекта в Public Media Stack.

Источник: Project Syndicate, США