STR/AFP via Getty Images

КЕЙПТАУН / РИО-ДЕ-ЖАНЕЙРО / БРЮССЕЛЬ. Руководящий орган министров здравоохранения Всемирной организации здравоохранения откликнулся на призыв десятков мировых лидеров к принятию нового международного договора о готовности к пандемии и ответных мерах, и в ноябре проведет специальную сессию, посвященную этим вопросам. Безусловно, это положительный шаг. Но глобальный ответ на COVID-19 и адекватная подготовка к будущим пандемиям требуют гораздо большего.

Как показал кризис COVID-19, нынешняя глобальная инфраструктура здравоохранения просто-напросто не справляется с задачей управления – не говоря уже о предотвращении – пандемии. Но пандемия также показала, что мы не должны фокусироваться только на вспышках инфекционных заболеваний. Мы также должны реагировать на пандемию несправедливости, которую высветил кризис.

Ежегодно, более 16 миллионов человек в странах с низким и средним уровнем доходов умирают от предотвратимых болезней. Подавляющее большинство из этих людей относительно бедны, имеют ограниченный доступ к образованию, маргинализированы или живут в странах с низким уровнем дохода. Другими словами, как более десяти лет назад указала Комиссия ВОЗ по социальным детерминантам здоровья, “социальная несправедливость убивает людей в огромных масштабах”.

Единственной вакциной против этой пандемии является глобальная инфраструктура здравоохранения, построенная на принципах равенства и правах человека. Помимо резкого сокращения предотвратимой смертности, такой подход существенно дополнит предлагаемый договор по усилению глобальной готовности к пандемии и ответных мер. Вот почему мы выступаем за Рамочную конвенцию о глобальном здравоохранении (FCGH), еще один предлагаемый договор, основанный на праве на здоровье.

Право на здоровье выходит за рамки реагирования на чрезвычайные ситуации, такие как вспышка коронавируса, и включает в себя ответственность за обеспечение всеобщего доступа к основным детерминантам здоровья, таким как полноценное питание и профилактическая помощь. До тех пор, пока эти факторы игнорируются, бедные и маргинализованные группы населения будут и впредь несоразмерно страдать от таких заболеваний, как диабет и гипертония, которые повышают риск осложнений и смерти от других болезней, таких как COVID-19.

Право на здоровье также требует подотчетности, включая независимый мониторинг, компенсацию за нарушения и политические решения для предотвращения их повторения в будущем. Это могло бы снизить коррупцию и привести к укреплению систем здравоохранения, которые защищают медицинских работников и население, эффективно используют финансирование и справедливо распределяют услуги и ресурсы.

Последний пункт имеет ключевое значение. Маргинализованные группы населения, такие как мигранты, зачастую полагаются на государственные системы здравоохранения. Вместе с тем, медицинские учреждения, доступные для этих групп, зачастую не подотчетны или не обеспечены достаточными ресурсами. В системе, основанной на праве на здоровье, ресурсы будут распределяться в соответствии с потребностями, а не богатством или связями, что приведет к достижению более справедливых результатов в области здравоохранения.

Справедливость и подотчетность крайне важны для общественного доверия, которое, в свою очередь, жизненно важно для уменьшения сомнений в отношении вакцинации и обеспечения широкого соблюдения мер общественного здравоохранения, таких как ношение масок и социальное дистанцирование во время вспышек заболеваний. Совместное принятие решений и чувство государственной ответственности за системы здравоохранения также будут способствовать укреплению доверия.

FCGH поддержит создание таких систем здравоохранения путем установления четких и конструктивных стандартов, таких как полное включение маргинализированных групп населения. Это также предоставит странам полезные инструменты и рекомендации, включая комплексные дорожные карты, национальные программы действий и оценки воздействия. Она также будет включать в себя конкретные обязательства для стран по достижению прогресса в построении систем здравоохранения, основанных на праве на здоровье.

Эти обязательства также будут учитывать участие частного сектора. Например, FCGH могла бы обязать правительства включать в контракты с частными организациями положения, обеспечивающие всеобщий доступ к разрабатываемым ими медицинским технологиям (таким как вакцины). Этого можно достичь за счет доступных цен, обмена технологиями и ноу-хау, открытости данных и лицензирования. Рамочные программы по национальному и международному финансированию, адаптированные к национальным условиям посредством процессов участия, помогли бы обеспечить достаточный объем ресурсов.

Такой договор будет подкреплен всесторонним режимом общей ответственности, включая независимый мониторинг и отчетность, стратегии по преодолению недостатков в реализации и творческие стимулы, такие как выдвижение граждан стран с высокими показателями на руководящие должности в области глобального здравоохранения. Реалистичные санкции – включая перенаправление международной помощи в области здравоохранения от правительств к НПО, реагирующим на области несоблюдения – также будут необходимы.

Договор, непосредственно посвященный обеспечению готовности к пандемии и ответным мерам, безусловно, мог бы улучшить глобальную безопасность в области здравоохранения и даже справедливость, скажем, в доступе к вакцинам. Итак, хорошая новость заключается в том, что международное сообщество движется в этом направлении.

Но кризис COVID-19 выявил не только наше отсутствие готовности к пандемии; он также выявил масштабы системного неравенства в области здоровья и то, как это неравенство может усугубить кризис общественного здравоохранения, подвергая риску всех и каждого. Посредством укрепления сотрудничества, подотчетности и справедливости, FCGH улучшит глобальную безопасность в области здравоохранения, не в последнюю очередь за счет содействия в предотвращении возникновения новых угроз общественному здравоохранению. Именно поэтому, мировые лидеры должны срочном порядке запустить процесс создания FCGH.

Как подчеркнул в марте Тедрос Адханом Гебрейесус, договор о пандемии мог бы укрепить международную инфраструктуру здравоохранения. Но FCGH мог бы ее изменить.

Авторы: PRECIOUS MATSOSO, PAULO BUSS, LEIGH KAMORE HAYNES

Источник: Project Syndicate, США