Вполне возможно, что прямо сейчас мы стоим на пороге понимания Европой, по крайней мере в ее экспертной среде, «ущербности» «формулы Штанмайера», которая в силу неоднозначности ее трактовок и в случае реализации по «кремлевскому варианту» несет значительные угрозы для Украины как независимого государства.

Действительно, поскольку принятый и имплементированный в украинскую Конституцию предполагаемый новый закон об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей означает появление в нашей стране территорий с особым правовым статусом, отличающимся от других украинских регионов, эти нормы приведут к ликвидации унитарного характера государственного устройства Украины. Это – опасность сепаратизма, ослабления страны и, как следствие – высокая вероятность утраты государственности.

Судя по всему, такую возможную последовательность событий начали понимать и на Западе. Например, эксперт фонда StiftungWissenschaftundPolitik при Немецком институте по международным вопросам и безопасности в Берлине, доктор политических наук Университета Мангейма Сьюзан Стюарт в интервью изданию «Апостроф»заявила, что:«После подписания «формулы Штайнмайера» осталось несколько нерешенных вопросов. В частности, о выборах и их условиях, и в чем заключается особый статус для Донбасса».

Так называемая «Формула Штайнмайера» впервые была озвучена в 2016 году тогдашним министром иностранных дел Германии Франком-Вальтером Штайнмайером и касается выполнения одного из пунктов минских договоренностей – определения статуса Донбасса. Она заключается в том, что этот регион должен временно получить особый правовой статус территории на момент проведения там местных выборов, а на постоянной основе в виде внесения изменений в Конституцию – после того, как результаты выборов признает ОБСЕ.

По словамС.Стюарт, на сегодня есть ответ только на один вопрос – формула определяет, что специальный статус предоставляется временно на время проведения выборов на оккупированных территориях и становится постоянным, если ОБСЕ объявляет выборы прозрачными и честными. Однако, «не ясно, как организовать выборы, на каких условиях их можно проводить, кто решает, какими будут условия, в чем заключается особый статус. Любой из этих вопросов стоит на пути прогресса, и они должны быть решены».

Также, по ее словам, в Европе соглашение по формуле Штайнмайера рассматривается как еще один шаг к возможному урегулированию конфликта на востоке Украины. «Формула Штайнмайера рассматривается как цепочка событий, вызывающая надежду в Германии на то, что подобное движение может продолжаться и начнутся шаги по внедрению минских соглашений, которые ранее не удалось осуществить. Некоторые люди скептически настроены в отношении формулы», – отметила она.

Вместе с тем, Стюарт особо отмечает: «чтобы решить конфликт, обе стороны – Украина и Россия – должны быть готовы двигаться вперед и делать уступки.Российская сторона этого не собирается делать, поэтому я не уверена, что удастся на самом деле добиться прогресса».В то же время, комментируя возможное развитие событий, эксперт отметила, что на сегодня ситуация выглядит следующим образом: «Российская сторона неподвижно уперлась в свои позиции, а другая сторона готова двигаться или должна двигаться. Это не компромисс. Это просто односторонний ход».

Стоит отметить, что данные заявления – весьма сильные и прямо показывают, что украинские апологеты «все пропало» слегка не правы – судя по всему Запад действительно устал от конфликта, но вопрос о давлении на нашу страну с целью ее односторонней капитуляции не стоит, а ситуация находится в фазе «надо разобраться». Причем, другое исследование фонда StiftungWissenschaftundPolitik, показывает, что они все прекрасно понимают, цитируем: «Украина оказалась в опасном положении не только потому, что ее территориальная целостность и суверенитет были нарушены. Страна политически, экономически и социально хрупка. Война на Донбассе парализует политическую систему и усугубляет ранее существовавшее отставание реформ». Посыл – ясен? Сначала мир или, на худой конец, перемирие, а потом реформы, поскольку война их тормозит с чем, кстати трудно не согласиться.

В пользу такой версии говорит и заявление представителей Североатлантического совета НАТО о желании получить «из первых рук» информацию об инициативе Зеленского по Донбассу в ходе визита в Украину. Причем Альянс по «формуле Штанмайера» уже высказался достаточно определенно: «сначала граница, потом – выборы» и, судя по всему, нечто похожее хочет услышать и от украинских политиков.

В частности, по заявлению Столтенберга: «Один из мотивов этого визита – он состоится для того, чтобы лучше понимать /ситуацию в Украине – ред./, получить информацию из первых рук от правительства и президента Зеленского. Мы хотим обменяться мнениями о том, как НАТО может поддержать Украину и мирные усилия». Он также добавил, что:«в НАТО есть консенсус относительно действий украинской власти по решению проблемы российской агрессии на Донбассе – «мы полностью поддерживаем усилия, направленные на политическое урегулирование путем выполнения Минских договоренностей, и мы уже увидели определенный прогресс, включая обмен заключенными».

Согласитесь, с учетом таких «новых вводных» совершенно «другими красками» заиграли заявления В.Зеленскогосуть которых сводится к тому, что: «формула Штайнмайера» заключается в таких вещах: «временный закон об особом порядке местного самоуправления в особых районах начинает действовать на постоянной основе при условии, что выборы там проводятся в соответствии с Конституцией и законодательством Украины и ОБСЕ официально подтверждает, что они прошли по стандартам организации. Это означает, что никаких выборов под дулом автоматов не будет и не может быть. Там не будет никакой капитуляции».

Действительно, несмотря на то, что в «формуле» подписанной Кучмой в Минске явно не упоминается о выведении оккупационных войск, восстановления правого контроля Украины над оккупированной территорией и границей, стандарты ОБСЕ запрещают проведение выборов на территориях, где присутствуют иностранные, оккупационные войска, либо иностранные наемники. При исполнении данных норм, а иначе в общем то никак – «хотелки» Кремля судя по всему так и останутся его нереализованными фантазиями.

Самое интересное, что и протесты «Капітуляції -ні» также великолепно укладываются в данную систему координат, поскольку,во-первых в принципе не позволят внести изменения в Конституцию страны каким-либо «непрозрачным» способом, и во-вторых демонстрируют на «внутреннем и внешнем рынке» наличие в нашей стране гражданского общества с которым надо считаться, какую бы должность в Киеве или Брюсселе ты не занимал.

Таким образом, на сегодняшний день ситуация с урегулированием на Донбассе фактически вернулась в «нулевую точку», а решение данного вопроса займет еще долгое время. В таком контексте по-настоящему радует наличие на Западе «здоровых сил» которые «трезво оценивают» данную ситуацию, так что скорее всего «зрада – отменяется», по крайней мере, пока. Безусловно, противники в среде западных политиков у Украины есть, но есть и союзники, спрашивается, что поменялось за последние год, два или три – ровным счетом ничего.

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

Please enter your comment!
Please enter your name here