Об этом сообщается в пресс-релизе от 25 ноября 2020 года на официальном веб-сайте ООН.

Отмечается, что за последние десятилетия переходного периода шесть государств восточной Европы и Южного Кавказа – Армения. Азербайджан, Беларусь, Грузия, Республика Молдова и Украина – добились бурного экономического роста.

Однако, по мнению экспертов ООН, импульс развития в регионе постепенно замедляется.

Эксперты Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК, англ. UNECE) изучили вопросы инновационного потенциала указанных стран. Доклад Комиссии обнародован  25 ноября этого года на веб-сайте Организации.

Для справки (Источник: Википедия)

Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН) — региональная организация Экономического и Социального совета ООН  (ЭКОСОС).

Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН) была учреждена ЭКОСОС в 1947 году в целях содействия развитию экономического сотрудничества между странами-членами Комиссии.

Является одной из пяти региональных комиссий Организации экономического и социального развития ООН (ЭКОСОС).

Организация насчитывает 56 государств-членов.

Наряду с европейскими странами, в состав организации входят США, Канада, Турция, Израиль, бывшие советские республики Средней Азии.

Штаб-квартира ЕЭК ООН находится в Женеве (Швейцария).

Годовой бюджет Организации составляет около 50 млн долларов США.

Европейская экономическая комиссия ООН разработала Субрегиональный обзор инновационной политики  (IPO) под руководством Группы специалистов по политике в области инновационной деятельности и конкурентоспособности и представила его на мероприятии высокого уровня 25 ноября 2020 года.

Основные акценты обзорного доклада Европейской экономической комиссии ООН

Использование инновационного потенциала может способствовать устойчивому развитию в Восточной Европе и Южном Кавказе: исследование Европейской Экономической Комиссии ООН
  • Как упоминалось выше, эксперты Комиссии отметили, что шесть государств Восточной Европы и Южного Кавказа – Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Республика Молдова и Украина – достигли бурного роста после неустойчивого и трудного перехода от плановой к рыночной экономике за последние десятилетия.
  • Такие страны, как Грузия, выделяются своим успешным опытом реформ.
  • По мнению экспертов ООН, импульс развития в регионе постепенно замедляется.
  • По мере ослабления текущих факторов роста странам Восточной Европы и Южного Кавказа необходимо улучшить качество государственного управления и провести рыночные реформы.
  • Чрезмерная зависимость экономик от денежных переводов из-за рубежа, узкий диапазон экспорта сырьевых товаров, а также резкий рост  частного и государственного долга из-за социально-экономических последствий пандемии COVID-19, делают регион уязвимым для внешних потрясений.

Согласно исследованию Международного Валютного Фонда, только одна пандемия может спровоцировать снижение ВВП до 7,7% в 2020 году.

Обзор инновационной деятельности в регионе

В новом обзоре инновационной политики (IPO) Европейской Экономической Комиссии анализируются и сравниваются показатели инновационной деятельности и управления в Восточной Европе и Южном Кавказе.

IPO дополняет существующие международные индексы в области инноваций сравнением инновационных экосистем в шести странах со схожими экономическими, структурными и институциональными характеристиками.

IPO представляет собой важный элемент мандата ЕЭК ООН в поддержании торгово-экономического сотрудничества между государствами панъевропейского региона.

«Инновации должны быть в основе стратегий устойчивого развития»

По мнению исполнительного секретаря ЕЭК ООН, последние тенденции социально-экономического развития подчеркивают необходимость наращивания инноваций для поиска идей, которые могут лечь в основу устойчивого развития.

«Инновации должны быть в основе стратегий устойчивого развития. На благо народов государствам необходимо экспериментировать с идеями для создания новых точек роста, реформировать государственное управление и повышать эффективность использования существующих возможностей путём создания новых политических инициатив, институтов и политических процессов», – отмечает Ольга Алгаерова, Исполнительный секретарь ЕЭК ООН.

  1. Согласно результатам IPO, некоторые ключевые элементы успешных инновационных систем в странах этого региона уже созданы:
  • Государства Восточной Европы и Южного Кавказа демонстрируют твёрдую приверженность  инновациям, предпринимательству и научным исследованиям.

Государства региона разрабатывает широкий спектр форм поддержки инноваций в частном секторе.

Как отмечается в докладе, Азербайджан утвердил новую национальную стратегию инновационного развития и учредил новые агенства для поддержки инноваций.

  • Рабочая сила имеет высокий уровень образования. 

Эксперты  ООН  отмечают, что Украина имеет один из самых высоких критериев приема абитуриентов в высшие учебные заведения в мире.

  • Государства Восточной Европы и Южного Кавказа имеют глубокое наследие прикладных и фундаментальных исследований. 
  • Происходит экономическая диверсификация за счёт инновационного развития.

Рост объемов услуг аутсорсинга технологических бизнес-процессов, особенно в Армении и Беларуси, демонстрирует очевидный потенциал экономического роста.

  • Иностранные инвестиции в некоторых случаях стимулировали создание новых конкурентоспособных секторов.

В Молдове инвестиции немецкого производителя в свободную экономическую зону стимулировали рост, конкуренцию и диверсификацию сектора автомобильных поставок.

  • Государства Восточной Европы и Южного Кавказа обладают широким спектром инновационной инфраструктуры.

Все государства региона создали технопарки, инкубаторы, особые экономические зоны и аналогичные инициативы.

  1. Многие меры по поддержке инноваций имеют слабовыраженное воздействие, поскольку их эффективность ограничивается рядом факторов.
  • Как отмечают эксперты ООН, преобладающий упор в инновационной политике в странах на поддержку государственных исследовательских учреждений и технологических стартапов, а не на постепенные, адаптивные инновации в целом, упускает значительную часть потенциала.
  • Политика развития частного сектора, как правило, ориентирована на отдельно взятые промышленные секторы и на малые и средние предприятия, а не на небольшую подгруппу инновационных, потенциально быстрорастущих предпринимателей, которые осуществляют инновационные эксперименты.
  • Финансовых ресурсов и институционального потенциала зачастую недостаточно для реализации амбициозных планов.
  1. Неопределенность, присущая инновациям,  переворачивает традиционные подходы в разработке политических инициатив и осуществленнии государственного управления. 

По мнению экспертов ЕЭК ООН, проблема государств Восточной Европы и Южного Кавказа заключается в отсутствии институтов и политических процессов, которые в достаточной мере поощряют эксперименты в области управления: систематический поиск новых решений, внедрение новых практик управления и проведение экспериментов, сокращение или реформирование неэффективных мер.

«Чтобы продвигать инновации, политики должны сами быть инноваторами», – отмечает исполнительный секретарь ЕЭК ООН Г-жа Алгаерова.

Чего не хватает странам региона для успешного продвижения инноваций

Не хватает:

  • надежных программ прогнозирования политики;
  • широких консультаций с заинтересованными сторонами;
  • углубленного анализа и ясности в отношении сбоев рыночных механизмов и причин для вмешательства;
  • четких и подробных показателей эффективности;
  • cуществующие механизмы не удовлетворяют потребности в постоянном мониторинге и оценке мер политического вмешательства по чётким, поддающимся количественной оценке целям и показателям эффективности для обеспечения непрерывного извлечения уроков государственными учреждениями и совершенствования на протяжении всего политического цикла.

Без этих важных компонентов, совокупный эффект государственных мер поддержки инноваций останется неоптимальным, а иногда разрушительным, – считают эксперты ООН.

  1. Сложность инновационных систем и масштаб проблем, особенно в более широком контексте Целей Устойчивого Развития (ЦУР), требуют значительно более высокой степени координации и согласованности.
  • По мнению экспертов ЕЭК ООН, долгосрочные инновационные стратегии не согласовываются систематически с приоритетами ЦУР (Целями устойчивого развития) и приоритетами центральных политических инициатив в области промышленного развития, поддержки малых и средних предприятий и проведении научных исследований в государственных учреждениях.
  • На уровне разработки и реализации политики существует лишь небольшое количество систематических механизмов для межведомственной координации и консультаций с участием многих заинтересованных сторон для изучения потребностей, согласования и консолидации усилий, а также мониторинга и оценки воздействия мер поддержки инноваций.

 

  1. Задача региона Восточной Европы и Южного Кавказа – создать экосистемы, которые систематически способствуют эскпериментам и распространению инноваций.

Сюда входят :

  • комплексные стратегии;
  • прозрачные и эффективные институты;
  • механизмы и процессы координации, позволяющие быстро реагировать на потребности и возможности инновационной политики.

Рекоммендации   экспертов ЕЭК ООН в области инновационной политики включают в себя :

  • Улучшение качества государственного управления в области поддержки инноваций:
    1. посредством реформ, которые заполняют правовые и институциональные пробелы, наращивают инновационный потенциал и создают органы и механизмы для постоянной координации и регулярных консультаций с заинтересованными сторонами на разных уровнях.
    2. Существующие правовые и институциональные рамки недостаточно надежны для эффективной поддержки инновационной политики в Восточной Европе и Южном Кавказе.
    3. Необходимо устранить нормативные пробелы и ограничения в отношении венчурных инвестиций, стартапов и спин-офф компаний, процедур банкротства и учреждения предприятий.
    4. Существует потребность приведения национальных правовых баз в соответствие с международными стандартами и передовыми практиками, а также в усилении исполнения законов и нормативных актов.
  • Улучшение инструментов целевой инновационной политики,поддерживающих частный сектор посредством стимулов, профессиональной подготовки и финансирования, для создания неприрывного потока инноваций, которые имеют высокий потенциал для повышения темпов социально-экономического развития.

Это также важно для инноваций, где государственная поддержка, вероятно, будет играть катализирующую роль.

По мнению экспертов ЕЭК ООН, в Восточной Европе и Южном Кавказе, помимо ограниченного доступа к финансированию инноваций, отсутствует меры поддержки инноваций на всех этапах жизненного цикла.

Необходимо внедрение мер поддержки и целевых стимулов для улучшения взаимодействия и сотрудничества участников инновационных процессов.

  • Улучшение организации процессов инновационной политики.

Эксперты ЕЭК ООН считают, что государствам Восточной Европы и Южного Кавказа нужны эффективные правила, обеспечивающие гибкость, а также надежные институты и процессы на протяжении всего цикла инновационной политики: форсайт, первоначальный анализ, реализация политических инициатив и организация постоянного мониторинга и оценки воздействия.

Практика инновационного прогнозирования необходима для более точного определения стратегического направления инноваций, чтобы лучше улавливать будущие тенденции и повысить качество разработки политики.

Всесторонний, непрерывный и систематический мониторинг и оценка необходимы для обеспечения и оптимизации воздействия политического вмешательства.

Обзор по странам региона

В числе выявленных  экспертами  ЕЭК ООН проблем – чрезмерная зависимость экономик стран этого региона  от денежных переводов из-за рубежа (об этой тенденции мы уже писали в наших предыдущих публикациях), узкий диапазон экспорта сырьевых товаров, а также резкий рост частного и государственного долга из-за социально-экономических последствий пандемии COVID-19.

Как отмечалось выше, согласно исследованию Международного валютного фонда, кризис, связанный с распространением коронавируса, может спровоцировать снижение ВВП до 7,7 процента в 2020 году.

Армения

По мнению авторов, благодаря реформам и за счет расширения сектора услуг Армении удалось добиться существенного экономического роста.

Для небольшой страны Южного Кавказа, не имеющей выхода к морю, которая пережила трудный переходный период и пострадала от политической нестабильности и продолжающихся территориальных конфликтов, подобный прогресс является выдающимся достижением, считают в ООН.

Однако сильная зависимость от денежных переводов из-за рубежа и нестабильность государственных финансов делают экономику страны уязвимой.

Систематическое вовлечение диаспоры, одной из крупнейших в мире, открывает значительные возможности: из 11 миллионов этнических армян во всем мире, только 3 миллиона живут в самой Армении.

Эта диаспора, многие члены которой высокообразованны и успешны, важна не только как источник личных денежных переводов, но и как источник идей, навыков и контактов, необходимых для широких экспериментов с новыми идеями, – отмечают эксперты ООН.

Азербайджан

Азербайджан, государство Южного Кавказа с доходом выше среднего, является одним из мировых лидеров в области экспорта углеводородов.

Значительные инвестиции в инфраструктуру должны еще больше увеличить экономический потенциал, – считают эксперты ООН.

Как отмечают эксперты ЕЭК ООН,  чрезмерная зависимость страны  от экспорта природных ресурсов приводит к очень низкому уровню диверсификации экспорта и очень большому разрыву в производительности между капиталоемким добывающим сектором и остальными секторами.

В сочетании с уязвимостью к колебаниям цен, таким как COVID-19, вызванным резким падением цен на нефть в 2020 году, и растущими экологическими проблемами, Азербайджану срочно необходимо использовать полученные доходы для инвестирования в инновации, диверсификации и модернизации экономики, – убеждены эксперты.

Беларусь

Беларусь является экспортно-ориентированной страной в Восточной Европе с прочными связями с соседними Российской Федерацией, Польшей, Украиной и странами Балтии.

Как отмечают эксперты, в отличие от большинства стран, вышедших из Советского Союза, Беларусь вступила на осторожный, очень постепенный переходный путь и сохранила большую часть своей диверсифицированной производственной структуры и сильную роль государства в экономике.

При этом государственные предприятия занимают две трети основных фондов в экономике.

Однако сильная роль государства в сочетании с другими факторами по-прежнему сдерживают появление динамичного и конкурентоспособного частного сектора, – считают экономисты ООН.

Эксперты ООН рекомендуют Минску улучшить деловой климат в стране и ряд других мер.

Грузия

После «впечатляющей» серии реформ, Грузия превратилась в одну из самых открытых и хорошо управляемых стран в регионе и добилась устойчивого экономического роста, – отмечают эксперты ООН.

В то же время, в докладе отмечается, что грузинская экономика, в значительной степени, зависит от экспорта ресурсов и сырьевых товаров с низкой добавленной стоимостью, что делает страну уязвимой перед колебаниями экспортных цен.

Для поддержания роста необходимы инновации для перехода к производству с более высокой добавленной стоимостью и диверсифицированному экспортному портфелю, полагают эксперты ООН. 

Республика Молдова 

Как отмечают эксперты, Республика Молдова за последние два десятилетия столкнулась с рядом социально-экономических проблем, включая экономический и финансовый кризис, засухи, территориальный конфликт и политическую нестабильность.

Снижение макроэкономической стабильности усугубляется растущим бюджетным дефицитом, деиндустриализацией и сильной зависимостью от неустойчивых потоков денежных переводов из-за рубежа.

Тем не менее, имея свободный доступ к рынкам в Европейском Союзе и Содружестве Независимых Государств, Республика Молдова начала извлекать выгоду из экономической интеграции с появлением нескольких конкурентоспособных секторов, включая автомобильную промышленность.

По мнению экспертов ООН, Молдова добилась значительного улучшения деловой среды, интеграции в международное сообщество и привлечения иностранных инвестиций.

Это создает возможности для развития инновационной сферы во всех секторах экономики, опираясь на самый большой актив экономики – человеческий капитал.

Однако, чтобы превратить этот капитал в экономику, основанную на знаниях, страна должна решить проблему низкого спроса на инновации, говорится в обзоре, – считают эксперты ООН.

Украина 

  • Украина в последние годы столкнулась с серьезными потрясениями.
  • Снижение цен на сталь, один из крупнейших экспортных товаров, и снижение общего уровня инвестиций, как иностранных, так и внутренних, привели к сокращению промышленного производства, включая обрабатывающую промышленность.
  • Политическая и экономическая нестабильность, а также ряд других факторов сдерживают устойчивый экономический рост Украины.
  • Как отмечают эксперты, чтобы использовать потенциал страны, необходимы инновации – способность обеспечивать и поощрять широкие эксперименты с идеями и технологиями.

По мнению экспертов ЕЭК ООН, сильные стороны Украины заключаются в ее :

  • человеческом капитале, в частности, в хорошо образованной рабочей силе;
  • научно-технических ресурсах;
  • природных богатствах;
  • доступе к рынкам;
  • большой и успешной диаспоре;
  • зарождающемся, но успешном секторе ИКТ.

Источник: по материалам официального веб-сайта ООН

Однако нормативные и институциональные ограничения препятствуют конкурентоспособности – их необходимо устранить, – считают эксперты ООН.

Авторы отчета рекомендуют шести странам Восточной Европы и Южного Кавказа совершенствовать методы госуправления и рыночные реформы.

N.B. 

Повторюсь (намеренно).

Чего  не хватает  Украине для успешного продвижения инноваций.

                                                    Не хватает

  • надежных программ прогнозирования политики;
  • широких консультаций с заинтересованными сторонами;
  • углубленного анализа и ясности в отношении сбоев рыночных механизмов и причин для вмешательства;
  • четких и подробных показателей эффективности;
  • существующие механизмы не удовлетворяют потребности в постоянном мониторинге и оценке мер политического вмешательства по чётким, поддающимся количественной оценке целям и показателям эффективности, для обеспечения непрерывного извлечения уроков государственными учреждениями и совершенствования на протяжении всего политического цикла.

Без этих важных компонентов совокупный эффект государственных мер поддержки инноваций останется неоптимальным, а иногда разрушительным, – считают эксперты ООН, и я полностью с ними согласна.

А пока продвижение инноваций в Украине, «цитатник Президента»

Май 2019 года

Президент Украины В. Зеленский  посетил крупнейший в Украине форум по интернет-предпринимательству iForum.

Он выступил в секции “Будущее”.

В. Зеленский  в своем выступлении на форуме отметил, что государство строится на инновациях.

В этой связи он заявил, что планирует сделать в Украине “правительство в смартфоне“.

По словам Президента, эта «инновация» будет включать в себя 4 уровня:

  • информация в государстве,
  • коммуникация с государством,
  • транзакции с государством,
  • вовлечение в управление государством.

“Как бы было круто, когда ты получаешь не только новости, а реально контролируешь законопроекты и можешь их изменять, видишь какие чуваки избираются…и как их можно отозвать”, – сказал Зеленский.

Июнь 1919 года

  • Во время своего однодневного официального визита во Францию в июне 2019 г. Президент Украины В. Зеленский  подчеркнул, что ему очень близка тема инноваций. “Потому что я решил идти в политику, чтобы бороться с коррупцией как с одной из главных проблем. А для этого нужны инновации, диджитал. Наша идея в том, чтобы сделать “страну в смартфоне”, и сейчас мы собираем мощных молодых людей, со светлым взглядом, и работаем над этой программой”, – сказал он.

У нас в Украине около 150 тыс. айтишников, стартаперов. Я думаю, что мы будем развиваться в этом направлении”, – заявил Президент

  • Имея почти 1000 проектов из 50 стран, Station F в Париже является крупнейшим стартап-комплексом в Европе.

“Это магнит для талантливой молодежи, которая создает наше общее будущее. Украинцы успешные здесь, мы поможем им быть успешными и дома”, – заявил В. Зеленский во время визита.

  • “Всегда было представление у всех в мире, что Украина – это, прежде всего, сельское хозяйство, шахты, металлурги, а туристы всегда говорили, что в Украине очень красиво, очень вкусно и очень красивые люди, особенно женщины. Да, это все есть, и оно остается наши брендом, но есть и другие цифры, которые говорят о том, что IT-индустрия, IT-технологии и компании очень быстро развиваются в Украине”, – сказал Президент Украины.

 

Август 2019 года

Информация обнародована на официальном интернет- портале Президента Украины (19 августа 2019 года)  под  названием: «Владимир Зеленский: Моя цель – Украина, которая является всемирно известным брендом всего передового и синонимом инноваций. И в этом есть потенциал сотрудничества с Израилем».

Как сообщается в пресс-релизе, Президент Украины Владимир Зеленский и Премьер-министр Государства Израиль Биньямин Нетаньяху во время переговоров в Киеве подробно обсудили торгово-экономические отношения между странами и инвестиционный потенциал.

Президент пригласил израильские компании в Украину для инвестирования в различные сферы – строительство дорог и инфраструктурных проектов, в медицину и образование, энергосбережение и IT.

«Моя цель – Украина, которая является всемирно известным брендом всего передового, синонимом инноваций и технологий. Наша земля очень богата своими учеными и изобретателями, во всем мире знают возможности украинских айтишников. И мы будем использовать опыт Израиля во внедрении инноваций, поддержке стартапов и реализации научно-исследовательских разработок. Я вижу большой потенциал для взаимовыгодного сотрудничества в этих направлениях», – добавил Президент Украины.

«Сегодня квинтэссенцией развития любой страны являются инновации. И Украина имеет большие таланты и возможности для этого. Здесь работают израильские компании, и мы сотрудничаем с десятками тысяч, а именно около 50 тыс. украинских компьютерных инженеров, математиков, ученых – с теми, кто вовлечен в сферу современных технологий. Мы видим таланты и большие возможности», – рассказал Нетаньяху.

«Мы будем обмениваться технологиями и привлекать украинцев в нашу индустрию высоких технологий, поскольку планируем осуществлять совместные инвестиции в эту сферу в Украине. Мы не только думаем об этом, но и будем способствовать этому», – добавил Премьер-министр Израиля.

Вывод. От слов-к делу.

Полтора года прошло, а воз и ныне там, господин Президент.

Пять лет пролетят незаметно и, к нашему общему сожалению, Ваши радужные мечты и такое красивое видение «большого потенциала» останутся только мечтами и «спелых яблок дым».

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

С.Есенин

  • Четкой и целостной государственной программы в этой области как не было, так и нет;
  • Глубокого анализа и мониторинга ситуации в этой области – как не было так и нет;
  • Прогнозирования государственной политики в этой области – как не было, так и нет;
  • Государственных мер поддержки инноваций – как не было, так и нет;
  • Правовая и нормативная база остается неурегулированной и т.д. и т.п.

Наталия Искова