© REUTERS, Nazanin Tabatabaee/WANA (West Asia News Agency)

На фоне роста напряженности в отношениях между Соединенными Штатами и Ираном возникает вопрос в связи с катастрофой в среду в Иране пассажирского самолета боинг: кто будет проводить расследование?

В результате крушения, произошедшего вскоре после взлета с тегеранского аэропорта имени Имама Хомейни, погибли все, находившиеся на борту направлявшегося в Киев самолета «Боинг 737-800» Международных авиалиний Украины, в том числе большое количество граждан Ирана, Канады и других стран. Иранские официальные лица считают причиной этой катастрофы отказ техники. Тем временем посольство Украины в Иране первоначально опубликовало заявление, в котором терроризм исключался как возможная причина произошедшей трагедии. Однако позднее эта фраза была удалена.

Президент Украины Владимир Зеленский призвал жителей страны «отказаться от спекуляций и обсуждения неподтвержденных теорий».

Предыдущие катастрофы, связанные с произведенными компанией «Боинг» самолетами, заставляли врагов Америки обуздывать негодование и разрешать американским экспертам доступ к месту крушения лайнеров или к важнейшим их частям, поскольку у этих стран не было соответствующих приборов и опыта для проведения собственными силами такого рода сложных расследований.

Однако на фоне всплеска враждебных действий на Ближнем Востоке Иран и Соединенные Штаты в среду утром находились, судя по всему, очень далеко от подобной договоренности. Всего за несколько часов до крушения украинского пассажирского самолета Иран с помощью баллистических ракет нанес удар по военным базам в Ираке, где находятся американские военнослужащие, и сделано это было в ответ на убийство американцами на прошлой неделе командующего спецподразделения «Кудс» Касема Сулеймани (Qasem Soleimani).

По сообщению полуофициального информационного агентства Мехр (Mehr), Иран в среду заявил, что не собирается передавать «черные ящики» разбившегося самолета представителям компании «Боинг». Столь быстрый отказ от помощи, судя по всему, свидетельствует также об отсутствии желания сотрудничать с американскими властями, в том числе с представителями Национального совета по безопасности на транспорте (National Transportation Safety Board).

Кроме того, пока остается неясным, захочет ли Национальный совет по безопасности на транспорте, другие американские ведомства и компания «Боинг» принять участие в иранском расследовании, даже если об этом попросит Тегеран, и им будет предоставлена такая возможность (дипломатические интересы Соединенных Штатов в Тегеране представляет посольство Швейцарии).

По данным агентства Мехр, Али Абедзаде (Ali Abedzadeh), глава Организации гражданской авиации Ирана сообщил о том, что пока еще неясно, какая именно страна будет проводить анализ содержания «черных ящиков». По словам министра иностранных дел Украины Вадима Пристайко, он и его иранский коллега договорились о «тесной координации дальнейших действий для определения причины этой ужасной катастрофы». Об этом сообщило агентство Рейтер.

Однако неясным остается и то, обладает ли Украина всеми теми возможностями, которые необходимы для проведения подобного расследования. Так, например, Германия отклонила просьбу эфиопских властей о проведении анализа «черных ящиков» разбившегося самолета Эфиопских авиалиний, поскольку в Берлине посчитали, что специалисты этой страны не готовы к такого рода работе и не обладают необходимой квалификацией.

Европейские законодатели одними из первых призвали в среду к тому, чтобы было проведено международное расследование. «Этот инцидент должен быть расследован на международном уровне», — подчеркнул Омид Нурипур (Omid Nouripour), уполномоченный по международным делам партии «Зеленые», в беседе с корреспондентом телеканала NTV.

По имеющимся данным, двигатели разбившегося самолета Международных авиалиний Украины были произведены компанией, которая частично располагается во Франции.

После катастрофы самолета Эфиопских авиалиний в прошлом году Эфиопия, к примеру, обратилась к нескольким европейским государствам с просьбой провести анализ содержания «черных ящиков». Французские следователи в конечном счете согласились сделать это, поскольку имели особенно большой опыт с наиболее современными самолетами «Эйрбас», произведенными во Франции.

В тот момент анализ «черных ящиков» французскими специалистами представлялся важным, поскольку разбился «Боинг 373 Макс 8», а не «Эйрбас».

Французское агентство отвергло утверждения о том, что, приписывая вину американскому производителю, оно якобы пытается создать конкурентное преимущество для компании «Эйрбас», конкурента «Боинга». Результаты подобного анализа, — включая те случаи, когда американские власти предоставляют помощь иностранным государствам, — как правило, держатся в секрете и могут быть опубликованы только той страной, которой официально было поручено проведение расследования.

Согласно Приложению 13 Чикагской конвенции о Международной гражданской авиации, те государства, где произошла катастрофа, несут ответственность за проведение расследования, однако Национальный совет по безопасности на транспорте «может назначить аккредитованного представители Соединенных Штатов, а также советников для проведения необходимых действий, получения соответствующих полномочий, предоставления консультаций и получения рекомендаций в области безопасности от государства пребывания». Иран ратифицировал эту Конвенцию в 1950 году.

Другие участники этой Конвенции в прошлом предпочитали отложить в сторону разногласия с Соединенными Штатами и предоставляли частным или официальным американским представителям возможность принять участие в расследовании.

Так, например, в прошлом году произведенный 39 лет назад «Боинг 737» потерпел аварию при взлете из аэропорта Гаваны, и это произошло на фоне ухудшения отношений между администрацией Трампа и Кубой. Тем не менее кубинские власти сообщили об этой катастрофе Национальному совету по безопасности на транспорте, и тот назначил своего представителя.

Лишь одному пассажиру того рейса удалось выжить, тогда как 112 человек погибли. Возглавляемая кубинцами комиссия, — ее поддерживали американские и мексиканские власти, — позднее не согласилась с первоначальными выводами и заявила о том, что причиной крушения стала ошибка экипажа самолета «при определении веса и баланса».

Автор: Рик Ноак (Rick Noack)

Источник: The Washington Post, США